CqQRcNeHAv

Здоровье человека как духовно-нравственная ценность


Здоровье человека как духовно-нравственная ценность

Здоровье человека как духовно-нравственная ценностьВнимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьника.

Здоровье человека как духовно-нравственная ценностьО здоровье населения страны, стали говорить на всех уровнях, так как состояние здоровья – важнейший показатель благополучия общества и государства, определённый прогноз на будущее. Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов.

Рассматривая здоровье человека, как многокомпонентную модель. Нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. (ВОЗ, Устав – Женева, 1998 г.)

Задача школы, учителей создать условия и научить ребёнка сохранять и укреплять здоровье с первого класса, что полноценно подготовит детей к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. В последние 10-15 лет школа и педагоги перестраивают работу с учётом приоритета сохранения и укрепления здоровья детей, используя приёмы, формы, методы организации обучения детей без ущерба для их здоровья.

Всё это может быть выполнено по следующей схеме:

  1. Осознание проблемы здоровья и убеждённость, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
  2. Поиск путей исправления ситуаций: признание своей ответственности за результаты;
  3. Обретение соответствующих профессиональных компетенций;
  4. Перестройка работы в соответствии с полученными знаниями;
  5. Активное участие педагога и учащихся в работе всей школы по реализации принципов сохранения и укрепления здоровья.

Важно помнить и выделять:

  1. Причины неблагополучия здоровья учащихся и интегрировать этот факт. Проводя занятия так, чтобы сохранять духовно-нравственные ценности, влияющие на учебные успехи и поведение с одной стороны и на здоровье с другой стороны, умение позитивно воздействовать, то есть снижать учебную нагрузку, оказывать психологическую поддержку, успокаивать, переключать внимание.
  2. Показатели здоровья нужно учитывать при выполнении различных видов работ, то есть проводить комплексный мониторинг здоровья учащихся, а не только отдельные обследования состояния здоровья.

Реализация предполагает формирование в школе здоровьесбеоегающего образовательного пространства, такого при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействие образовательного процесса. То есть последовательно реализуются задачи минимума и максимума. Гуманизация образования и воспитания предполагает применение в повседневной жизни основных принципов гуманизма, уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку.

Теория и практика обучения стала уделять больше внимания эмоциональной основе,то есть духовно-нравственному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных качеств, что в значительной степени определяется как духовно-нравственная ценность.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности – её нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, духовно-нравственными ценностными ориентирами, мироощущением. Духовно-нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение – формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях литературы, искусстве.

Глобальные задачи здоровья и нравственного воспитания в школе, во всех её формах и видах – это духовное развитие личности в процессе освоения различных видов знаний, приобщение к культуре своего народа и народов мира.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих общественную мораль.

Здоровье человека как духовно – нравственная ценность, определяется через действенно-практическую сферу личности, представляя совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера, обеспечивающих успешность практической деятельности учащихся.

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ “ Об образовании”. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи становится все более актуальным и востребованным. Таким образом, совместными усилиями педагогического коллектива родительской общественности в школе должно создаваться все для создания комфортных, адаптированных, адекватных условий для развития школьников.

Здоровье человека как духовно-нравственная ценностьУправление и резюмирование любых процессов основано на принципе обратной связи: субъект управления – учитель создаёт условия для исполнения определённых задач субъекту – ученику и при этом должен получать информацию о результатах деятельности. Если нет обратной связи, то невозможно выразить дальнейшие корректирующие решение, достичь цели деятельности.

Задача учителя создать такие условия, чтобы ребёнок хотел заниматься своим здоровьем, при этом испытывая радость и удовольствие от своих “побед”, то есть всё это не только сохраняет и укрепляет здоровье, но и способствует реализации духовно-нравственных ценностей.

Содержание духовно-нравственного здоровья для большинства определяется в организации – совместной деятельности детей и учителей, на основе которой формируется индивидуальность учащегося и его развитие.

Методологическую основу школы составляет личностно-деятельный подход, что включает в себя:

Здоровье человека как духовно-нравственная ценность– педагогическую поддержку ребёнка как человека: сохранение его душевного здоровья, соблюдая его нравственность, заботясь о его развитии;

– социализация, то есть вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, различных способов жизнедеятельности, развитие его духовности и практических потребностей, помощь в жизненном самоопределении;

– духовно-нравственное развитие личности; то есть овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, способность делать выбор между добром и злом).

В сфере личностного развития обучающихся:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки “становиться лучше”;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

В сфере общественных отношений духовно-нравственные ценности должны обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека. заботу о продолжении рода;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственные ценности должны содействовать:

  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • укреплению национальной безопасности.

Важно помнить и о результатах. Дать определённые знания это хорошо, но следует отслеживать успехи и неудачи на каждом этапе – воспитания обучающихся. Отслеживать в индивидуальных маршрутах знания и применения полученных знаний не только в игровых ситуациях, но в жизни. Простраиватьдиаграммы на каждого ребёнка основываясь на критериях факта и критериях качества, отражать и взаимодействие с родителями.

Современный национальный воспитательный идеал здорового человека как духовно-нравственную ценность – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ