CqQRcNeHAv

Зарождение психологических идей в Древней Греции

Зарождение психологических идей в Древней Греции

Зарождение психологических идей в Древней ГрецииПсихологические воззрения в эпоху Античности

Содержание раздела:

Возникновение первой научной гипотезы о психике — психологии — как науке о душе. Этимология понятия "душа", причины его появления как отражение особенностей жизнедеятельности древнего человека. Понятие души в мифологии и философии. Особенности античной психологии, ее периодизация. Протофилософский этап развития античной психологической мысли (Фалес, Анаксимен, Анаксагор).

Возникновение первых психологических концепций, поиск субстанции души, объяснение ее функций и законов ее развития. Учение Гераклита — первая развернутая концепция души. Натурфилософская психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ). Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды. Сократ и его учение о душе — начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека. Принципы сократической беседы как средства познания нравственных определителей поведения и совершенствования человека. Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Строение души, дуализм тела и души, чувственного и мыслительного в концепции Платона. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания. Платон и Аристотель — истоки двух традиций в европейской психологической мысли.

История эллинистической психологии (перипатетики, эпикурейцы, стоики, платонизм). Психологические взгляды Галена. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина.

Психологические идеи в русле раннехристианской патристики. Проблемы волевой регуляции поведения, психологии познания и любви как мерила ценности личности в учении Августина.

Общая характеристика античной психологии, ее роль и место в развитии мировой психологической мысли.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Зарождение психологических идей в Древней Греции

2. Развитие психологического знания в период расцвета античной Гре­ции

3. Психологические взгляды Платона и Аристотеля

4. Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима

Зарождение психологических идей в Древней Греции

Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относи­тельно небольшой временной отрезок — VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

Сочинения ученых этого времени, как правило, носили одно и то же название: "О природе". Их проблематика также была единой: начало, бог, мир, животные и т.д. Об их содержании, в большинстве своем, мы можем судить лишь по "извлечениям" позднейших античных мыслителей и "отцов церкви", по комментариям историков науки. Но и эти безвозвратно ушедшие от нашего современника труды были далеко не первыми попытками в объяснении душев­ных явлений человека. Свидетельство тому — "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" Гесиода, памятники героического эпоса VII — VIII веков до н.э.

В древнегреческих мистериях и ритуалах видны восточные мотивы: переживание непосредственной связи с божеством, проявляющимся в природе. Но дистанция между людьми и богами уже существенно преуменьшена — человек "приближался" к ним, являясь их бессмертной частицей. Однородность их существования проявлялась в том, что они имели общих предков, более того, женщины имели любовниками богов, а мужчины пытались овладев богинями. Вместе с тем олимпийские боги не создавали Вселенную и не могли распоряжаться человеком как своим творением. Поэтому, в отличие от восточного прецедента, описываемые боги и Вселенная интересуют древнегреческого мыслителя как частного человека (что было неслыханно на Ближнем Востоке).

Более того, именно в мифологическом мировоззрении в хаотичности и постоянном изменении мира подмечены константы — бинарные оппозиции: свет и тьма, правое и левое, мужское и женское, внешнее и внутреннее. Древние греки расширили список противоположностей, положив их в основу решения психологических проблем: божественное и природное, телесное и духовное, биологическое и социальное и т.д.

Реализуя научные потенции мифологии, ионийские мыслители (купцы, государственные деятели, географы) не искали "начала" (божественного предка). Оно имело для них не временной смысл, а "онтологический принцип — первопричину", непреходящую основу бытия. Проблемы, с которыми человек сталкивается в познании природы, переносятся из веры и поэтики в интеллектуальную сферу:

- появилась возможность переосмысления и критической оценки взгляда на душу человека;

- вместо безоговорочного признания мифа о духе утверждается постепенный и кумулятивный рост психологических знаний;

- онтологический принцип бытия, в том числе "первопричина" души, должен быть рационально постижим, даже если он открыт во вспышке озарения. У античного мыслителя уже не было проблемы выбора: принять их или отвергнуть — они (принципы) могли быть только проанализированы, видоизменены или исправлены как предмет интеллектуального действия.

Зарождение психологических идей в Древней Греции

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ