CqQRcNeHAv

Запрет на эксплуатацию автомобиля старше 20 лет

Минпромторг намерен с 2012 года запретить эксплуатацию автомобилей старше 20 лет. Об этом заявили ряд СМИ со ссылкой на доработанную версию стратегии развития российской автомобильной промышленности. Документ предлагает меры по улучшению состояния российского автопрома и обновлению автопарка в России. При этом суммарные инвестиции в российский автопром могут составить до 584,1 миллиарда рублей. В случае их выполнения к 2020 году половина автомобилей в нашей стране будет моложе шести лет, а количество машин старше 12 лет составит всего 20%, пишет Autoban.ru.

Как показал проведенный в марте Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опрос, автомобилизация населения России продолжает расти – примерно на два-три процента в год. Автовладельцами являются 42 процента россиян. Половина из них владеют подержанными отечественными машинами. При этом, по данным «Автостата», 48,6% машин в стране старше 10 лет.

«Любое государство должно иметь техническую политику, которая, в том числе, заключается в стратегии обновления всей техники, эксплуатируемой на его территории, – считает директор Института транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета Владимир Бауэр. – В Советском Союзе на крупных предприятиях средний возраст автопарка поддерживался на уровне 7–12 лет. На личный транспорт никаких ограничений в те времена не существовало. Спокойно ездили по дорогам и 30-летние машины. Но после того, как вновь образовалось российское государство, власти совершенно забыли, что должна быть в стране какая-то политика в этой сфере».

Впрочем, Владимир Бауэр не видит ничего противоправного в том, чтобы эксплуатировать автомобили и старше 20 лет, при условии, что они постоянно поддерживаются в хорошем техническом состоянии. Однако система государственного технического осмотра в стране практически не работает. В распоряжении Slon.ru оказалась статистика ГИБДД о результатах проведения государственного технического осмотра в России за год. Исходя из этих данных, лишь восемь процентов осмотренных легковых автомобилей были признаны неисправными и как следствие – не получили талон техосмотра. Причем ВАЗы, количество заводского брака в которых в несколько раз больше, чем у иномарок, тем не менее проходили контроль в некоторых случаях лучше, чем иностранные модели. Лишь несколько российских моделей показали результаты ниже среднего, и те уже много лет не производятся: «Таврии» и «Москвичи». Хотя даже эти «старички» в 2/3 случаев получали талон техосмотра.

Если сопоставить эти данные со статистикой других сотрудников Госавтоинспекции, которые занимаются проверками машин на улицах, выясняется, что по дорогам ездит еще 5,2 миллиона опасных автомобилей – вдвое больше, чем регистрируют во время техосмотра. Результат – 1725 ДТП по причине технических неисправностей в машинах, 351 погибший и 2,3 тысячи раненых.

«Конечно, техническое состояние зависит от пробега машины и техобслуживания. В принципе, можно на ту же 30-летнюю машину поставить новый двигатель и эксплуатировать дальше. Но реальная ситуация такова, что никто за этим не следит, – продолжает Владимир Бауэр. – То есть техосмотр не работает. По сути, его прохождение необходимо, скорее, для галочки. Исходя из этого, имеем на дороге опасный транспорт – с большим пробегом, чаще технически неисправный. Даже состояние общественного транспорта, занятого на перевозке пассажиров, не выдерживает никакой критики».

С другой стороны, почти 70% подержанных авто в России сосредоточено в сельской местности. И основными владельцами такого транспорта являются пенсионеры и граждане с низким уровнем достатка. «А зачем мне новый автомобиль? Будем доживать век со своей старушкой. Новую машину мне по финансам не потянуть. Поэтому стараюсь поддерживать машину в рабочем состоянии, – признается житель села, владелец 35-летнего ВАЗ-2103, пенсионер Юрий Григорьев. – Я никуда практически не езжу, эксплуатирую автомобиль только летом. Если и совершаю поездки, то только в поселке. В город выезжать боюсь – здоровье не то, да и поток транспорта слишком большой». Очевидно, что введение запретительных мер на эксплуатацию подержанных машин старше 20 лет должен сопровождаться одновременным ростом благосостояния населения страны.

По словам Владимира Бауэра, во всех цивилизованных странах спрос на новые автомобили стимулируется за счет системы акцизов, льгот, налоговых ставок и т.д. Например, введением налога на старый транспорт. Кроме того, постоянно ужесточаются экологические требования к двигателям и топливу, требования по допуску к эксплуатации автомобилей. Это приводит к тому, что владельцы вынуждены на подержанные автомобили устанавливать новые системы, которые обходятся недешево. С другой стороны, государство должно постоянно поддерживать автомобильное производство в стране, заботиться о том, чтобы обеспечить занятость людей на предприятиях. «Почему, в основном, все подержанные японские автомобили, ввозимые в Россию и другие страны, старше трех лет? Потому что налоговая система Японии стимулирует эксплуатировать автомобиль не дольше этого срока. Никто не запрещает и дальше ездить на машине, но владелец год от года будет платить за нее все больше и больше», – говорит Владимир Бауэр.

Мировые автопроизводители каждые четыре года обновляют выпускаемые модели машин. Это связано, прежде всего, с циклом обновления производства. За четыре года изнашивается оборудование на заводе и требуется его замена. «Смысла закупать оборудование такого же уровня нет, – уверен Владимир Бауэр. – Эта цепочка уходит, по сути дела, в производство новых материалов для автомобильной промышленности, новых видов топлива и т.д. Таким образом, поддерживается четырехлетний цикл. Уважающие себя автомобильные компании каждый квартал вносят незначительные изменения во внешность и техническое устройство машины, каждые четыре года выпускают новую модель на новом технологическом уровне. Поэтому, если учесть вторичный рынок, считаю, что нормальный средний возраст для автопарка России – восемь лет. Но не более двенадцати».

Впрочем, большинство экспертов сомневаются в необходимости запрета на эксплуатацию автомобилей старше 20 лет и в том, что идею Минпромторга поддержит правительство России. На практике, по их мнению, получат дальнейшее развитие программы государственной поддержки льготного автокретитования и автоутилизации. Возможно, появятся и другие меры, направленные на стимулирование спроса на автомобили, производимые на территории России, и обновление автопарка страны.

Если вы стали очевидцем интересного события, пришлите фото и видео на почту редакции 72@rugion.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ