CqQRcNeHAv

Возрастные признаки развития собаки

Возрастные признаки развития собакиВозрастные особенности щенков

Рост и развитие щенков, их характерные особенности в

значительной степени зависят от их возраста. Для того чтобы

правильно организовать выращивание и воспитание щенка,

необходимо знать и учитывать эти особенности.

"Под ростом понимают процесс увеличения размеров

организма, его массы, происходящей за счет накопления в нем

активных, главным образом белковых, веществ". Рост собаки

сопровождается увеличением массы ее тела и изменением его

пропорций.

"Под развитием животного понимают процесс усложнения

организма, специализацию и дифференциацию его органов и

тканей. Иными словами, развитие — это качественные

процессы, которые проходит каждый организм от

оплодотворенного яйца до взрослого, способного к размножению

и сходного в основных чертах с родительским организмом".

Рост и развитие щенков находятся в зависимости не только

от их возраста, но и от полученных от родителей

наследственных задатков, а также и от их пола, условий

содержания и выращивания, количества щенков в пометах.

Кобели в большинстве случаев имеют больший рост и большую

массу тела. В небольших пометах (два-пять щенков) щенка,

как правило, бывают более крупные, чем в пометах больших

(восемь-десять щенков и более).

Издавна в практике служебного собаководства различают

пять основных этапов роста и развития собак: внутриутробный

(эмбриональный) продолжительностью 58-66 дней; подсосный -

от рождения до 30-45-дневного возраста; щенят — от 1-1,5 до

6 месяцев; молодняка — от 6 до 8-10 месяцев; молодых собак

от 8-10 месяцев до 2-2,5 лет.

Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и

развития щенков внесли ученые Института физиологии имени

И.П.Павлова Академии наук СССР (Н.М.Вавилова, В.Г.,Кассиль и

др.). Они выделили четыре периода в индивидуальной жизни

собак от рождения до полового созревания и подробно описали

изменения, которые претерпевают организм щенков, их

поведение в каждый из этих периодов. Кроме того, ими внесены

важные практические научно обоснованные рекомендации по

воспитанию и начальной дрессировке щенков.

Первый период: с 1 по 18-21й день жизни щенка — период

преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации.

Рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к

самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном материнском

уходе. Однако с первого дня жизни они способны немного

ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из

органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой,

кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое

ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного

мозга. Большую часть суток щенки спят. К 15-18му дню жизни

они уже видят и слышат, способны воспринимать и

дифференцировать (различать) объекты окружающей среды,

вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные

условно-рефлекторные связи. К 18-21му дню жизни щенки

способны стоять, ходить, а затем и бегать, проявлять четкую

ориентировочную реакцию на внешние раздражители и

вырабатывать оборонительные условные рефлексы. С этого

времени они приобретают жизненный опыт, учатся

приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся

внешней среды.

Второй период: с 18-21го по 30-35 день — период

первичной условно-рефлекторной адаптации. Как и в первый

период, отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы

тела, в том числе и головного мозга. Щенки становятся

способными вырабатывать условные рефлексы не только на

пищевые раздражители (лакомство), но и на оборонительное

подкрепление (нажим рукой и др.). Однако скорость

образования условных рефлексов еще невелика, требуется

многократное повторение упражнений.

Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с

окружающими предметами, участвуют в играх со сверстниками,

приобретают жизненный опыт.

Третий период: с 5-6 до 8-12 недель — период

экзальтированный. Это наиболее важный период по возможностям

воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный

прирост массы тела, в том числе и головного мозга,

замедляется. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и

заботу о воспитании берут на себя их владельцы.

В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны.

Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении

преобладает исследовательская активность. Если в втором

периоде жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми,

животными и др.) щенки лишь настораживаются, то в третьем

они подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например,

при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним,

нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают.

В этот период у них легко вырабатываются положительные

навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Поэтому

начиная с 1,5-2-месячного возраста, после приучения щенка к

кличке, следует переходить к приучению выполнять команды

"Место", "Ко мне", "Гуляй". В то же время в третьем периоде

жизни у щенков еще трудно вырабатывать тормозные реакции,

необходимые для приучения щенков выполнять такие команды,

как "Сидеть", "Лежать", "Фу" можно лишь с конца третьего и

начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже

способны проявлять тормозные реакции. Несоблюдение этого

правила сведет на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке

у щенка не может наступить запредельное торможение, которое

в свою очередь может вызвать болезнь животного.

В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно

увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки

прогулки, как для физического развития, так и для накопления

жизненного опыта щенка.

Четвертый период: с 3-4 до 6-7 месяцев — период

формирования типологических особенностей нервной системы.

Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки

1,5-3-месячного возраста по своему поведению похожи друг на

друга, то начиная с 3-4 месяцев их поведение заметно

различается. Выявляются животные, проявляющие на посторонних

людей и другие комплексные раздражители

пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми

людьми они к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь

наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении

посторонними даже не резко выраженных угрожающих действий

часть щенков убегает. Таким образом, с 3-4 месячного

возраста заметно снижается интенсивность исследовательской

деятельности и проявляется пассивно-оборонительное

поведение.

Заметно меняется и характер проявления

пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она

возникает лишь на простые раздражители, например на

внезапный свет, звук и др. воспринимающиеся

соответствующими анализаторами (органами чувств). При

правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством,

его успокоение) указанная реакция быстро проходит и

заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков же,

достигших 3-4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная

реакция проявляется не только на простые, изолированные

раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие,

например, как новые предметы, люди, животные. В этом

возрасте щенки уже способны проявлять

аналитическо-синтетическую деятельность. Следует, однако,

учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на

комплексные раздражители происходит более медленно, чем на

простые раздражители, и требует от владельца щенка

бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения

обстановки, в которой она проявляется.

Изменение поведения щенков с 3-4-месячного возраста, а

Возрастные признаки развития собаки

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ