CqQRcNeHAv

Возрастные особенности общения психология

96 Особенности общения в юношеском возрасте

Возрастные особенности общения психологияВозрастные особенности общения психологияИсследование социальной перцепции показывают, что в юношеском возрасте возрастает внимание к личностным, внутренних, собственно психологических качеств людей, а внимание к внешности, одежды, манер, присущего подлет ткам, снижается В настоящее время формируются устойчивые стремление прогнозировать интеллектуальные и волевые качества других, свойства их характера, жизненные планы и мечты с опорой на образец, идеал Многочисленные юноши считается ют себя достаточно проницательными в этом плане и склонны делать выводы о людях на основе собственных впечатлений, атрибуцийії.

Возрастные сдвиги в восприятии других в равной степени относятся и самовосприятие, самосознания В настоящее время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других У юношей формируется ься собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и друих.

Открытие «Я», своего уникального внутреннего мира связано чаще с рядом психодраматических переживаний Вместе с осознанием ценности собственной личности, ее неповторимости, непохожести на других прих ходит осознание чувства одиночества Поэтому возрастает потребность в общении с одновременным повышением избирательности общения, поскольку не каждому юноша может доверить свой внутренний мир время часто проявляется потребность в одиночестве, желание побыть наедине с самим собоз самим собою.

Как известно, «Я» ребенка сводится к сумме ее идентификаций с другими — значимыми взрослыми людьми В юношеском возрасте ситуация формирования «Я» меняется: ориентация одновременно на нескольких значимых других делает во психологическую ситуацию неопределенной, противоречивой, часто внутренне конфликтной Неосознаваемое желание избавиться от детских или навязанных взрослыми идентификаций активизирует рефлексию и чувство неповторимости Именно поэтому для юности характерны чувства и страх одиночествауття і страх самотності.

С другой стороны, представление о себе в юности обусловлено и групповым образом «Мы» — образом типичного сверстника своего пола Причем типичный ровесник существует в сознании юноши как набор общих, психологически менее дифференцированных черт, чем образ собственного «Я», который тоньше, детальный и мягкий, чем групповой В одном из исследований юношам и девушкам предлагалось описать, какие психологические качества типичны для ю наков и девушек их возраста, а затем — для них самих Оказалось, что юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и жизнерадостными, но добрее и способными понять другого человека Девушки предписание ують себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость, верностьсправедливість, вірність.

Присущая юношеским группам избирательность в общении и жестокость к «чужаков», отличающихся цветом кожи, социального происхождения, вкусами, способностями, манерами и т.д. — это защита для чувства вл областным идентичности от обезличивания и смешения Именно поэтому детали одежды, жаргон или жесты становятся знаками, которые отличают «своих» от «чужих» Создавая замкнутые группы и распространяя свое поведение, идет али и «врагов», юноши не только помогают друг другу справиться с идентификацией, но и таким образом проверяют друг друга на способность сохранять верность Готовность к такой проверке, в частности, п ояснюе и тот отклик, который тоталитарные секты и концепции находят у молодежи тех стран и классов, которые потеряли или теряют свою групповую идентичностьтили чи втрачають свою групову ідентичність.

Юношеский возраст традиционно считается возрастом проблемы отцов и детей «Мы и Они (взрослые)» — одна из ведущих тем юношеской рефлексии, основа формирования особой юношеской субкультуры (в одежде, манерах, с вкусах, интересах, поведении, суждениях и т.п.еннях тощо).

Практически не существует ни одного социального или психологического аспекта поведения юноши, которые не были бы связаны с семейными условиями Максимальное роль в формировании их личности и моделей взаимодействия с вот очуючимы играет уровень образованности и общей культуры родителей Второе по значению и влиянию это состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами, во многом это определяет в дальнейшем и собственную семейную ситуацию юношей и девушек Третье — это стиль взаимоотношений с родителями и степень эмансипации от ниних.

Юноши стремятся быть со взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников Поскольку идет интенсивное усвоение «взрослых» ролей и форм социальной жизни, часто нуждаюсь ют общения со взрослыми, поэтому в это время можно наблюдать, как часто юноши и девушки ищут совета и дружбы у старших по возрасту По данным ТН Мальковськои, примерно 70% юношей и девушек хотели бы бу ты похож на своих родителей своїх батьків.

время в юношеском возрасте возрастает стремление уособитися от влияния семьи, освободиться от зависимости Поэтому неумение или нежелание родителей признать автономию своих детей часто приводит к конфликтам

В юношеском возрасте автономия от взрослых и значение общения со сверстниками возрастает Общая закономерность такова: чем хуже, сложнее складываются отношения со взрослыми, тем интенсивнее будет спилкув ния со сверстниками «Значимость» родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах юношеской деятельности Максимум автономии они требуют в сфере досуга, развлечений, свободного общения, внутри шнього жизни, потребительских ориентаций Поэтому психологи говорят не о снижении влияния родителей, а о качественных сдвигах в юношеском общенииму спілкуванні.

Примерно такая же ситуация складывается и в учебном заведении Поскольку формально старшеклассник сохраняет зависимость от преподавателей-взрослых, возрастает потребность в сверстниках, в идентификации с общей ю массой ровесников Отношение к преподавателям и учебного заведения зависит от нескольких факторовв:

- от отношения к школе, гимназии, колледжа или училища как учреждения (его престижности, специализации, содержанию образования и т.д.);

- от отношения к будущей специальности, процесса обучения и знаний;

- от отношения к преподавателям и одноклассников

В первую очередь речь идет о профессиональном самоопределении, что формирует отношение к преподавателям как знающих, профессионалов и т.п. Если подростки оценивают преподавателя по внешним фактором преподавания, захватом пре едметом и наглядностью формы обучения, то юноши делают акцент на его профессиональной компетентности и необходимости тех или иных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности В целом отношение юнацт ва к преподавателям более зрелое, «взрослое», но часто оно вырождается в примитивный практицизм, который переносится на отношения с преподавателями как людьми У юношей появляется сильное критическое отношение к л иудей вообще и преподавателей частности Но оно сочетается с пассивным, неумелым, извне мотивированным отношением к учебе и самообразованию: в частности, жалобы на учебное перегрузки часто сочетаются с небо ажанням работать самостоятельно, требованием давать больше материала под диктовкуу під диктовку.

Важным моментом этого возрастного этапа является выбор будущей профессии Уже на предыдущих возрастных этапах складываются представления о ряде профессий Отношение юноши к той или иной профессии складывается на основ е определенных знаний о специфике профессиональной деятельности, положительного или отрицательного эмоционального восприятия всего, что связано с профессией: учета личностных, физических, психических и материальных воз ливостеей.

Для юношей характерна также завышенная оценка своих возможностей и уровня достижений по сравнению с оценками преподавателя, престижа своего учебного заведения Референтные группы юношей также часто находятся вне стенами школы, гимназии, колледжу.

В отношениях с отдельными преподавателями юноши готовы удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка Власть преподавателя, хотя и учитывается, оценивается ниже власти, на априклад, спортивного тренера, родителей Но умение справедливо пользоваться властью старшеклассники всегда оценивают у преподавателя высоко Если подростки в оценке преподавателя на первое место ставят его людсь ки качества, на второе — профессиональную компетентность, уровень знаний и качество преподавания, а на третье — умение справедливо распоряжаться властью, то юноши выше всего ценят профессионально-педагогические качества выкл Задача время на второе место они ставят его человеческие качества, приписывая часто любимым преподавателям высокий уровень эмпатии, понимания, даже по сравнению с родителямиками.

Но функции сверстников, друзей, «просветителей» в юности переходят к сверстникам, потребность в общении с которыми даже в очень интровертированный юношей в это время прогрессивно возрастает Общение с однол иткамы решает ряд специфических задаччних задач:

- это очень важный канал специфической информации, которую нельзя или стыдно получить от взрослых;

- это специфический вид деятельности и межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработка коммуникативных навыков и стилей общения и т.п.);

- это специфический вид эмоционального контакта (осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость)

Говоря об обществе сверстников, психологи подразумевают не столько общество одинаковых по возрасту юношей и девушек, сколько людей с одинаковым социальным статусом, потребностями и т.д. — то, что составляет юн нацьку субкультуру В этом возрасте появляются первые дружеские и любовные привязанности достаточно длительного, хотя преимущественно романтического характеру.

Таким образом, специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии взрослых детей — поведенческой (потребность и право юноши самостоятельно розвья решать вопросы, касающиеся его лично), эмоциональной (потребность и право иметь собственные привязанности), моральной и ценностной автономии (потребность и право на собственные взгляды) решения проблемы авторит ету родителей, взаимопонимания в отношениях с родителями неравномерность общения, когда за стремительной интенсификацией общения наступает период спада интенсивности общения к накоплению новых пробле м Содержанием общения есть проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получения информации, связанной со сферой интересов стар шокласника и профессиональной принадлежностью дорослого.

Эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки Вместе с тем, как показали результаты психологических исследований 1980-х гг, потребность в неформальном общении с родителями удовлетворяется в юношеском возрасте менее, чем наполовинуну.

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов, отношений в значимых сферах жизнедеятельности Ценностно-смысловая доминанта общения оказывается в ведущей тематике бесед старшеклассников обсуждения личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на Майбах тне, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, с учителями, с родителями, своего физического и интеллектуального развитияуального развитияу.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предусматривает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания мы иж ними Отношения со взрослыми сложные, но фактически влияние родителей из многих важных проблем остается для юношей преобладающим Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жиз я, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получения информации, связанной со сферой интересов старшеклассника и профессиональной принадлежности дорослогго.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждения проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не будут накоплены новые нага альные проблем.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудниками водства на основе взаимопонимания и взаимоподдержки Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решений ни Доверчивость в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в ее потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важная основа для новой гармонии отношений родителей и младей.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей В старших классах происходят изменения в ориентации на места для общения, которым отдается предпочтение, наряду с ориентацией пере еважно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных виртуальных просторах.

Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более выборочные, тесные и глубокого ОКИ Поиск вторая начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью — друг впервые осознается как другой Я: один ищет в друге преимущественно подтверждения своего Я, второй сам идентифицируется с другом вплоть до потери собственной индивидуальности, третий ищет в друге дополнения, образец для подражания, психологического ный защиту от этих психологических потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений между ними Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на п Орадя, взаимопонимания, эмоциональное тепло, искренность Это первая самостоятельно выбранная, глубоко личная привязанность, предшествующая и в определенной степени предусматривает другие предпочтения, в частности любовь Дружба и приятелюван ния различаются молодыми людьми, число друзей, обычно, небольшое Юношеская дружба полифункциональности и разнообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глубокой исповедальности и самораскрытияті і саморозкриття.

В юношеской дружбе четко проявляются тендерные коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у девушек на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, при этом дружба девушек эмоциональная

целом психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: олицетворение и аффилиации (потребности в принадлежности, вхождение к определенной группе)

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождает болезненные трудности и напряженность в взаемост тосунках с значимыми и близкими сверстникам.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами, проявляется потребность в одиночестве Коммуникативная одиночество — это общение с некоторым идеальным партнером, со своим Я, с воображаемыми лицам мы Наедине юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни Они делают это в играх-мечтах, преимущественно рефлексивных и социальныминих.

Первая любовь также в определенной степени является следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию Любовь в юношеском возрасте, обычно, приобретает формы симпатии, восхищение, с влюбленности или форму дружбы-любви Во всех своих проявлениях первая любовь — это важный испытания в юности, которое во многом влияет на развитие личности юношака.

1 Абрамова Г С Возрастная психология / Г С Абрамова — М: Академ, проект, 2001 — 704 с

2 Абульханова К А Детство Юность Молодость / К А Абу-льханова, А Н Славская; Рос акад образования, Моск пси-холого-соц ин-т — М: Изд-во МПСЫ, 2010 — 369 с

3 Алексеева Н И Психология ранней юности / М I Алексеева-К, 1971-48 с

4 возрастные и педагогическая психология / О В Скрипченко, Л В К-Линский, 3 В Огороднийчук и др. — 2-е изд, доклада — К: Каравелла, 2009-400 с

5 возрастных психология / под ред Г С Костюка — М. Сов шк, 1976-269 с

6 Возрастная и педагогическая психология / под ред М В Га-мезо — М: Просвещение, 2004 — 256 с

7 Волков Б С Психология юности и молодости: учеб пособие для вузов / Б С Волков — М: Трикста: Акад проект, 2006 -254 с

8 Заброцкий М М Возрастная психология / М М Заброцкий-КМАУП, 1998-89 с

9 Кон И С Психология ранней юности / И С Кон — М, 1989 — 254 с

10 Кон И С Психология старшеклассника / И С Кон — М, 1982-207 с

11 Кулагина И Ю Возрастная психология / И Ю Кулагина-М: УРАО, 1999-176 с

12 Мухина В С Возрастная психология Феноменология развития / В С Мухина — М, 2007 — 640 с

13 Обозов Н Возрастная психология: юность и зрелость / Н Обозов; Акад психологии, предпринимательства и менеджмента — СПб: СаиВеда, 2000 — 135с

14 Обухова Л Ф Возрастная психология / Л Ф Обухова — М, 2001-442 с

15 Полищук В М Возрастная и педагогическая психология / В М Полищук — Сумы, 2007 — 330 с

16 Савчин М В Возрастная психология / Л В Василенко — М. Ака-демвидав, 2006 — 360 с

17 Шавир П А Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П А Шавир — М, 1981 — 96 с

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Возрастные особенности общения психология

Возрастные особенности общения психология

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ