CqQRcNeHAv

Воспитание личности в группе, коллективе

Воспитание личности в группе, коллективе

Воспитание личности в группе, коллективеВоспитание личности в группе, коллективеДемократизация воспитания

Принцип демократизации воспитания исключает авторитарный стиль воспитателя, жесткость требова­тельности, предвзятость и чрезмерную резкость в кри­тике недостатков воспитанника.

Этот принцип обязы­вает воспитателя создавать такие условия, при кото­рых воспитанники развивали бы инициативу, глас­ность, общественное мнение, активно стремились бы к самовоспитанию.

Принцип демократизации отражает сотрудничест­во в воспитательной работе, главная роль при кото­ром принадлежит воспитателю, координирующему и направляющему воспитательный процесс к заданной цели.

Демократизация в воспитании учащихся не дает им права на анархию и вседозволенность, а требует, от них большей самостоятельности и творчества.

Демократизация воспитания предполагает такое общение воспитателя с воспитанниками, при котором обе стороны процесса являются равноправными субъектами, информирующими и воспитывающими друг друга. Воспитатель организует обмен информацией, анализирует ее и проявляет готовность принять луч­шие качества воспитанников как образец.

В демократическом обществе все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Конституция Украины гарантирует права и свободы человека и гражданина. Именно воспитание молодежи в духе уважения и расширения демократических сво­бод в Украине — одно из неоспоримых преимуществ демократического государства. Но расширение прав и свобод граждан требует воспитания у них чувства ответственности.

Сущ­ность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, а также на формирование собственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательных целях.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход к пониманию сущности и организации воспитания. В западной педагогике продолжает бытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, и воспитательный процесс представляется в том случае только как процесс тренировки. Критикуя подобный поход к пониманию сущности воспитания, советская педагогика не исключает индивидуальной работы воспитания с отдельными воспитанниками, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнее увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное внимание каждому отдельному ученику.

К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и он попадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученик по мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также может приобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.

Принцип воспитания личности в группе, коллекти­ве — важнейшая закономерность социализации ребен­ка, подростка, юноши.

Любая структура группы (семья, группа детского сада, школьный класс, сту­денческая группа и др.) играет свою роль в воспи­тании детей и учащихся лишь тогда, когда они счи­тают себя членами этой группы, осознают себя как единое целое и преломляют свои желания в фокусе групповых интересов. В возрасте 12—15 лет интеллектуальные и эмо­циональные потребности подростка возрастают; одна группа уже не может удовлетворить его запросы. по­этому он включается в различные группировки и ком­пании подростков, влияние которых по-разному ска­зывается на формировании его характера. Воспитателю нужно знать, в какую группу входит воспитанник. какую социальную роль он в ней иг­рает, пользуется ли авторитетом среди ребят, кому подражает или кому подчиняется. Эти знания по­зволят воспитателю выбрать правильные педагогиче­ские приемы воздействия на воспитанника, поощрить его дружбу с честными, трудолюбивыми ребятами или, наоборот, отвлечь его внимание от безнравствен­ной компании.

Воспитывать одного человека сложно, но воспи­тывать группу еще сложнее. В группе действуют раз­личные социально-психологические факторы: симпа­тии — антипатии, дружбы — вражды, притяжения — отталкивания. В группе зарождается групповое мне­ние, которое иной раз действует сильнее на юношу или девушку, чем цикл лекций о воспитании. С груп­пой нужно работать, воспитывать, и она станет дей­ственным средством в воспитании и перевоспитании личности.

А. С. Макаренко теоретически обосновал и прак­тически доказал правомерность принципа “Воспитание в коллективе и через коллектив ”. В. А. Сухомлинский — преемник Макаренко, подчеркивал, что “детский коллектив — сильнейшее средство воспита­ния, такое могучее, что им надо пользоваться с из­вестной осторожностью”. Дети, — говорил он, — очень внушаемы, а воспитатель не должен вы­пускать из-под контроля детские страсти.

Воспитание личности в группе, коллективе

Воспитание личности в группе, коллективе

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ