CqQRcNeHAv

Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка

Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка

Влияние музыкального воспитания на формирование творческой,<span id= креативной, активной личности ребенка» align=»left» class=»alignleft»/>Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенкаВлияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение — креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Составляющие творческого процесса

10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:

• цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;

• оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;

• гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);

• легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;

• сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;

• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;

• работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;

• способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;

• способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;

• воображение или фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания методов и приемов воспитания.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия:

- достаточное развитое музыкального восприятия.

- определенный объем знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности.

( чем больше багаж, тем выше могут быть результаты в творчестве детей)

- подбор музыки, которая несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку, вызывает у детей желание двигаться.

- выбор интересного задания, связанного с пением или игрой на музыкальном инструменте.

- создание творческой атмосферы в дошкольном учреждении.

- наличие оригинальных средств обучения, атрибутов (платочки, ленточки, шуршунчики и т.д.)

Особенно важно вносить творческие задания в логопедические группы, так как это снимает стеснение, неуверенность, напряжение, а также развивает память, внимание, воображение.

Творческая активность формируется в следующих ситуациях:

- При передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях.

- В танцевальных импровизациях, в которых дети самостоятельно отвечают на музыку движением. Сначала дети могут самостоятельно выбрать лишь какие – то знакомые плясовые движения. в дальнейшем они пытаются объединить несколько движений, а иногда придумать свою композицию. При этом важно то, что дети могут выбрать то движение, которое способны выполнить в заданном темпе, ведь механизм подстройки у них развит недостаточно хорошо, поэтому даже если дети и воспринимают темп музыки, не все могут выполнить предложенное движение в заданном темпе. Получив возможность самим выбирать движение, дети могут подобрать наиболее удобное для них движение и выполнить его в темпе музыки. В этой работе полезны упражнения « Зеркало», « Кто лучше пляшет» « Танец с бубнами».

В своей работе также использую народные плясовые мелодии разного характера: вальсы, польки, марши, современные танцевальные мелодии.

Сначала, некоторые дети стесняются, не могут войти в ритм произведения, но постепенно музыка побуждает их к действию. Работа в этом направлении пойдет успешнее, если в повседневной жизни группы, дома, родители будут уделять ей должное внимание, используя современную музыку, предлагать детям устраивать самостоятельный концерт, просто потанцевать. Поощрение взрослых, их внимание и похвала помогают преодолевать стеснение, зажатость у детей, а также включить их в творческий процесс.

Творческое восприятие музыки формируется не только на занятиях, в процессе разучивания музыкальных произведений, но и в группе, на прогулке, в домашней обстановке. От того, что ребенок слышит с детства, зависит его дальнейшее музыкальное развитие.

Для того, чтобы подтолкнуть к импровизации, музыка должна вызывать яркую двигательную реакцию у детей, желание двигаться в соответствии с ее характером.

Работа по развитию творческих способностей предполагает тесное содружество детей и взрослых, а значит, влечет за собой развитие творческой активности не только у воспитанников, но и у педагогов. Если просто включать музыку в записи и предлагать детям свободно двигаться под нее, у большинства из них, кроме наиболее одаренных, движение будут однообразными. Поэтому интересней работать над сложными композициями, в которых проявляется совместное творчество педагогов и детей: взрослый подбирает музыкальное произведение, придумывает сюжет и дает стимул для импровизации. Для этого можно использовать такие мелодии, как « Бабушки – старушки» муз. В Добрынина,

« Утренняя гимнастика» муз. Высотского, « Цирк» муз. Шаинского и др.На мелодию «Маленьких утят» придумать и исполнить танец маленьких щенят, жеребят, поросят, обезьянок.

Развитие творческого начала через вокальное творчество, происходит через сочинение детьми собственных мелодий.

Более доступны для них задания типа « Спой свое имя», « Сочини мелодию к словам», Очень любят дети сочинять окончание фразы, мелодии к попевкам:

« Зайка, зайка, где бывал?» « Что ты хочешь, кошечка?», « Киска, где была?»

« Жук, где твой дом?» и др.

Некоторые дети способны справится с заданием типа. «Придумай и спой колыбельную для кукол».

В этом случае они придумывают мелодию и пропевают ее на слоги « ля-ля-ля»,

« та-та-та» и т.д. Выполнение этого задания можно усложнить: один ребенок придумывает мелодию, а другой – управляет игрушкой, танцует с ней.

В игре на музыкальных инструментах, дети придумывают и исполняют ритм. Этому способствуют такие игры, как « Оркестр», «Мелодическое «эхо»;др.

Таким образом, благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие дети, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными в дальнейшей жизни.

^ Практическая часть.

Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Игра — это самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, ввести детей в мир музыки. Существуют огромное количество игр, которые с каждым годом развиваются. Приведу несколько примеров:

а.) Игры на развитие творческих, зрительных способностей:

» Что есть у игрушки». (Ведущий показывает игрушку детям и прячет её. Дети должны рассказать: что это за игрушка, что у неё есть, все названные предметы, другими детьми повторяться не должны. Кто назвал больше признаков тот и победитель).

б.) Игры на внимание.

«Превращение».

Исполняется по кругу. Когда ведущий сделает хлопок в ладоши один раз — дети должны остановиться в позе аиста, два — в позе лягушки, на три возобновляют ходьбу по кругу.

в.) Игры на развитие памяти.

«Запомнить движение». (дети повторяют движение за ведущим, потом выполняют его в обратном порядке).

В играх реализуется комплексное воспитание детей средствами развитых видов искусств: музыки, театрального действа, музыки и театральной импровизации, в хореографии.

г.) Игры с мячом.

Задаётся тема (например, звери, еда и.т.д.). Педагог бросает по очереди мяч детям. Рёбёнок, который поймал быстро называет слово на заданную тему и бросает мяч обратно ведущему.

д.) Мяч — соединитель

(Ведущий бросает мяч и называет любое слово. Кто поймал мяч, говорит другое слово, которое сочетается по смыслу с первым словом: существительное — глагол, существительное — прилагательное).

е.) Игра «И я».

Цель игры: развивать у детей в процессе общения чувство юмора. Правила — можно добавлять предложения в рассказе педагога только двумя словами — «И я», чтобы подходили по смыслу. Педагог рассказывает историю. В группе её можно проводить таким образом: дети сидят, и когда нужно сказать «И я», они встают и снова садятся.

Педагог: Иду я однажды к реке.

Дети: И я

Педагог: По дороге встречается мне наседка с цыплятками.

Дети: Молчат.

Педагог: Они клюют зёрнышки.

Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка

Влияние музыкального воспитания на формирование творческой, креативной, активной личности ребенка

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ