CqQRcNeHAv

Ведущим методом детской психологии является

Тема 2 Принципы и методы детской психологии

Ведущим методом детской психологии является1 Принципы изучения психики ребенка

2 Классификация методов детской психологии

3 наблюдения как метод детской психологии

4 экспериментах в детской психологии

5 Методы беседы и изучение продуктов деятельности детей

6 Особенности изучения психики ребенка педагогом

1 Басов М Я избран психологические произведения / Под ред В Н Мясищева, В С Мерлина — Педагогика, 1975 — 432 с

2 возрастных психология / Под ред Г С Костюка — М. Просвещение, 1976

3 Запорожец А В Избр психол труды в 2 т — М: Педагогика, 1986

4 Комментарий к базового компонента дошкольного образования в Украине: Научно-метод пособие / Наук ред О Л Кононко — М. Редакция ж-ла «Дошкольное воспитание», 2003 — 243 с

5 Люблинская Г О Детская психология — М. Высшая школа, 1974 — 356 с

6 Максименко С Д Теория и практика психолого-педагогических исследований — НДИП, 1990 — 240 с

7 Малятко: Программа воспитания детей дошкольного возраста / Плохий С П, Кулачкивська С Есть, Ладывир С О, Пироженко Т О и др. — М. АПНУ, Ин-т проблем воспитания — 286 с

8 Павелко Р В, Цигипало О П Детская психология: Учеб пособие

- М. Академ-выдал, 2008 — 432 с

9 Смирнова Е О Психология ребенка от рождения до 7 лет — М: Школа-Пресс, 1997 — 383 с

10 Урунтаева ГА Дошкольная психология — М: Изд Центр «Академия», 1997 — С 3-28

1 Принципы изучения психики ребенка

Маленький ребенок нуждается в постоянной заботе и защите окружающих от вредных для ее развития внешних воздействий Особая уязвимость, пластичность детской психики предопределяет подход взрослого к иссл ения внутреннего мира ребенка, построенный на основе принципа гуманизма и педагогического оптимизма с требованием «Не навреди» Исследование детской психики не только выявляет закономерности ее развития, но и вызывает свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая позитив ный развивающий эффект Педагогу следует соблюдать при этом особую осторожность, деликатности, тактичности, чтобы уберечь ребенка от возможных неблагоприятных воздействий своего исследования дослідження.

Чтобы выполнить первый принцип, педагог должен глубоко знать детскую психологию, новые ее достижения, обладать достаточной проницательностью во внутренний мир ребенка, пониманием его неповторимости и спец цифичности сравнению со взрослым человеком Этого требует второй принцип — эффективности и научностиі.

Принцип детерминизма активно разрабатывался С Л Рубинштейном Его сущностью является основополагающая закономерность психики: внешние воздействия действуют через внутренние условия Развитие психики ребенка зависит от воздействий на нее взрослых, ро овесникив, но в одинаковой ситуации разные дети по-разному реагируют на эти воздействия, в зависимости от их индивидуальных особенностей, внутренней активностиості.

При исследовании детской психики важно не просто зафиксировать определенный факт, но и необходимо его объяснить, а для этого выяснить его причину: под влиянием чего у ребенка возникают те или иные проявления пове единкы, закладываются позитивные или негативные черты характера тощ.

Из принципа детерминизма происходит принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности (также разработан С Л Рубинштейном) Психика и деятельность выступают как две стороны одного го явления Деятельность — внешняя сторона психики, а психика — внутренний план деятельности Деятельность определяется замыслом, целью, программой ее достижения, то есть сознанием И, наоборот, на создание замысле в, программ влияет практика С одной стороны, сознание руководит деятельностью, а с другой, усложнения деятельности, овладение новыми ее видами обогащает, расширяет сознаниедомість.

Таким образом, деятельность одновременно и обусловлена. сознанием, и сама предопределяет ее Этот принцип имеет важное значение для определения методов психологического исследования Поскольку в нем утверждается взаимосвязь связь психики с деятельностью, то методологическое обоснование получает возможность изучать психические явления через деятельность, доступную для объективного наблюдения Детерминизм открывает путь для ис ния объективных методов, в том числе эксперимента, в психологиигії.

Индетерминизм — позиция противоположна принципа детерминизма — утверждает замкнутый характер психики, ее полную независимость от внешних условий, отрицая, что можно узнать о переживаниях человека за ее поведением Единственно возможным методом при этом остается самонаблюдения или интроспекция Фактически же предметом изучения с помощью интроспекции выступает сознание Но человек не осознает всех своих психических проявлений Бессознательное оказывается за рамками изучения, невозможно исследовать этим методом и психику ребенка, и животные Вместе с тем, этот метод может использоваться как прием в исследованиях, построенных на объективных методатодах.

Основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности Главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход

Принцип развития психики и сознания в деятельности утверждает, что деятельность выступает как условие не только проявления, но и развития психики ребенка СЛРубинштейн сформулировал основы детской психологии: «Воспитывать и обучать ребенка, изучая ее Изучать ребенка, воспитывая и обучая ее «Воспитание и обучение по своей сути является организацией деятельности младенцевяльності дитини.

Для изучения и одновременно развития психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность Например, творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при создании сказки

Принцип комплексности, системности и систематичности предусматривает, что одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупностиі.

Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.д. но процессы эти индивидуально неповторимые

Заключение о принципах детской психологии:

- исследование детской психики построено на таких принципах, как принцип гуманизма и педагогического оптимизма; детерминизма; взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности, принцип п развития психики и сознания в деятельности; комплексности, системности и систематичности исследования; эффективности и научности; возрастного индивидуального и личностного подхода

- основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности;

- главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Ведущим методом детской психологии является

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ