CqQRcNeHAv

Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образования

2 курс.docx

Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образованияУровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образованияФакультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине психология личности

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Витебск, 2012

Реферат

Курсовая работа 35 с. 14 источников.

САМОСОЗНАНИЕ, САМОАНАЛИЗ, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ, «Я» — РЕАЛЬНОЕ, «Я» — ИДЕАЛЬНОЕ, ЭГО, «Я-КОНЦЕПЦИЯ», МЕТОД, МЕТОДИКА, ТЕСТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ, ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ.

Объект исследования: самосознание личности.

Предмет исследования: уровень развития самосознания студентов-психологов.

Целью данной работы являлось изучение уровня развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.

Методы и приемы исследования: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, аналогия, дедукция, индукция.

Актуальность темы обоснована существованием такой проблемы как низкий уровень самосознания среди студентов-психологов в ВУЗе.

Содержание

Введение………………………………………………………… ………… 4

1 Понятие самосознания личности……………………………………… 8

1.1 Понятие самосознания личности через призму метода самоанализа………………………………………………… …………………… 8

1.2 Анализ отечественных концепций структуры и понятия самосознания……………………………………………… ……………………. 10

1.3. Определение и структура самосознания в зарубежной литературе…………………………………………………… …………………. 14

2 Методы изучения уровня развития самосознания в процессе

высшего профессионального образования…………………….…………18

2.1 Повышение уровня самосознания студента-психолога

в контексте методов воспитания…… …………………………. ….18

2.2. Наблюдение как метод в психологии личности……………….22

2.3. Опрос как метод в психологии личности………………………23

2.4. Тест как метод в психологии личности………………………. 24

2.5. Проективные методы психологии личности………………………………………………………… ……………….26

3 Методики исследования уровня развития самосознания студентов-психологов………………………… …………………………………………….28

Заключение…………………………………………………… ……………33

Список использованных источников……………….…………………….34

Введение

Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность психолога обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов-психологов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

Проблемой системы высшего образования является то, что будущие психологи не проходят профессионального отбора при поступлении в вуз. Поэтому зачастую преподавателям приходиться работать со студентами, которые не обладают важными качествами необходимых будущему специалисту. Для того что бы в конце обучения все-таки получить специалиста, приходиться тратить определенное количество времени не на объяснения теоретического материала, а на формирование недостающих личностных качеств, то есть на развитие личности.

И.В. Вачков отмечает, что истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания [14, с. 226].

Поэтому развитие самосознания студентов-психологов является актуальной проблемой для нашего времени.

Объект исследования: самосознание личности.

Предмет исследования: уровень развития самосознания студентов-психологов.

Целью данной работы являлось изучение уровня развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    Изучить литературные источники по проблеме уровня самосознания студента: монографии, статьи, справочники. Проанализировать и подобрать методы изучения уровня самосознания личности студента. Проанализировать методики изучения уровня самосознания личности студента.

Методы и приемы исследования.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено кроме всего прочего тем, что каждый из них имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Сравнение – это не объяснение, но оно помогает уяснению. В науке сравнение выступает как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Первоначально возникший в филологии, литературоведении, он затем стал успешно применяться в других областях знания. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство тех или иных животных, языков, народов, религиозных верований, художественных методов, закономерностей развития общественных формаций.

Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания. Невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит.

В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в мир иных свойств и закономерностей. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.

Анализ и синтез являются основными приемами мышления, имеющими свое объективное основание и в практике, и в логике вещей: процессы соединения и разъединения, созидания и разрушения составляют основу всех процессов мира.

Абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Важным примером научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.

Задачей всякого познания является обобщения – процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. В процессе обобщения совершается переход от единичных понятий к общим, от менее общих понятий к более общим, от единичных суждений к общим, от суждений меньшей общности к суждениям большей общности, от менее общей теории к более общей теории, по отношению к которой менее общая теория является ее частным случаем.

Аналогия – это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.

Как методы исследования выделяются индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, – процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция – вывод какого-либо общего суждения о всех предметах некоторого множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.

Таким образом, все человеческие мысли, по мнению А. Г. Спиркина, как лучи прожектора, в каждый данный момент выхватывают и освещают только какую-то часть действительности, а все остальное для нас как бы тонет во мгле. В каждый момент времени мы осознаем лишь что-нибудь одно. Но и оно имеет множество свойств, связей» [цит. по: 12, с. 168].

Также при исследовании уровня самосознания можно как один из методов рассмотреть самоанализ, но при этом следует помнить, что данные полученные при этом методе не должны распространяться на других людей, а могут оставаться лишь гипотезой до полного опровержения или доказательства.

Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образования

Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образования

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ