CqQRcNeHAv

Учет возрастных особенностей детей

Учет возрастных особенностей детей

Учет возрастных особенностей детейИздательство «Просвещение», М. 1966 г.

Приведено с сокращениями

Каждое занятие по родному языку должно носить характер живого общения, в котором заинтересованы обе стороны — воспитатель и дети. Руководящая роль на занятии безусловно принадлежит воспитателю, который обучает детей, применяя различные методы и приемы. Но неправильно держаться на занятии сухо, как «строгая учительница», и все время подчеркивать детям, что они учатся, «как в школе», что они должны хорошо учиться и т. д.

«Учиться, как в школе» — этот мотив не может служить стимулом для деятельности дошкольников, так как школа для малыша трех-пяти лет — дело слишком отдаленного будущего, а ребенок живет сегодняшним днем. Если же о школе напоминать детям слишком часто, то это им в конце концов надоест, мотив потеряет свою действенную силу, а иногда даже может вызвать отрицательное отношение.

Знания, речь связаны не только с мышлением, но и с эмоциями, а известно, что эмоции занимают большое место в жизни детей дошкольного возраста. Поэтому так важно, чтобы дети любили занятия, чтобы занятия давали им не только знания, умения и навыки, но и доставляли радость.

Эта радость у них появляется в том случае, если сам воспитатель испытывает радость от ведения занятия, если он увлечен и самим содержанием занятия и тем, что на него смотрят двадцать пять пар пытливых глаз, перед которыми он раскрывает мир.

Занятия в младшей и средней группах

Учитывая возрастные особенности детей трех-четырех лет, воспитатель должен чаще, чем в среднем и старшем возрасте, использовать в обучении игровые приемы и включать в занятия дидактические игры, а также звукоподражание, элементы драматизации, художественное слово — потешки, народные песенки.

Занятия в этой группе строятся на наглядном материале (картинка, игрушка), который вызовет речевую активность даже у застенчивых детей. В первое время (в начале года) воспитатель не требует индивидуальных ответов: на вопросы воспитателя отвечают желающие — все вместе. Затем нужно постепенно включать и индивидуальную деятельность, индивидуальную речь детей. Например, воспитатель проводит дидактическую игру на звукоподражание. Сначала все дети группы хором подражают петушку, кошке или автомобилю, так как каждому хочется это сделать; терпеливо ждать своей очереди малышу трудно. Но вот после того как все хором изображали гудок автомобиля, воспитатель спрашивает: «Кто один может погудеть: би-би? Валя, погуди! Сережа, погуди!» и т. д.

Занятия в старшей и подготовительной группах

В группе детей пяти лет усиливается значение воспитания организованного речевого поведения, так как без внимания к этой стороне воспитания возросшая речевая активность детей может принять нежелательный характер: дети много кричат, перебивают друг друга, не умеют слушать объяснений. Нужно приучать их быть внимательными к словам воспитателя и товарищей на занятиях, не перебивать речь других, не отказываться от ответа.

Занятия в группе шестилеток дают детям возможность осознанно подойти к явлениям языка: смыслу слова, построению предложения, правильным грамматическим формам; на занятиях они учатся последовательно излагать свои впечатления.

Занятия в смешанной группе

Воспитатель должен иметь точные данные о возрасте детей своей группы, чтобы правильно распределить их по возрастным подгруппам при проведении занятий.

Смешанные группы по возрастному составу могут быть различны. В одном случае в группе равное количество детей двух возрастов (крайних — младшего и старшего или смежных — младшего и среднего, среднего и старшего) или равное количество детей трех возрастов. В другом случае подавляющее большинство группы составляют дети одного возраста, другой возраст представлен тремя-пятью детьми.

Для каждой возрастной подгруппы отводятся постоянные места на занятии (для младших впереди, для старших позади).

Если в смешанной группе примерно одинаковое количество детей двух или трех возрастов, то занятия проводят со всей группой одновременно на одном содержании, но с разными программными требованиями. Это занятия по картине (обучение разговорной речи и рассказыванию), дидактические игры на активизацию словаря, занятия на совершенствование звуковой культуры речи детей, художественное чтение и рассказывание, заучивание или повторение стихов.

Такие общие для смешанной группы занятия состоят из двух (если в группе два возраста) или трех (если в группе три возраста) частей. Дети старшего возраста должны принимать активное участие во всем занятии, дети среднего возраста — в первой и второй частях, затем их отпускают играть, а малыши участвуют в первой части занятия (около 10 минут), после этого воспитатель предлагает им пойти тихо поиграть. Нельзя общее занятие в смешанной группе проводить так, что в первой части активны только малыши, а остальные дети пассивно ожидают своей очереди.

Занятие по картине (обучение разговорной речи и рассказывание) проводится таким образом. Первая часть занятия отводится рассматриванию картины и беседе по ее содержанию. В беседе участвуют все дети группы. Воспитатель ставит вопросы, обращаясь ко всей группе, а вызывает детей с учетом сложности вопроса, т. е. для ответа на легкий вопрос вызывает детей младшего возраста, на другие вопросы — детей среднего и старшего возраста. Необходимо разными способами активизировать малышей: в отдельных случаях их можно вызвать для повторения ответа старшего ребенка, для показа на картине того, о чем говорили другие. После того как закончена беседа, воспитатель отпускает малышей, а сам продолжает занятие — рассказывание детьми по картине.

Сначала воспитатель дает образец рассказа по картине и указания к составлению рассказа, вызывает двух-трех детей среднего возраста, потом их отпускает, повторяет и дополняет указания к составлению рассказа старшими детьми, вызывает нескольких детей.

Длительность всего занятия — 25 минут, для каждого возраста соблюдается требуемое режимом время, и каждая возрастная подгруппа получает от воспитателя то, что требуется соответствующей программой.

Программный материал по ознакомлению с окружающим, рассчитанный только на детей среднего и старшего возраста, недоступен малышам, поэтому присутствие их на таких занятиях, как экскурсии за пределы детского сада, беседы о труде взрослых, о родном городе, о школе, о Москве, трудовые занятия по ознакомлению с природой, нецелесообразно.

Этот программный материал составляет содержание занятий, которые проводятся только с одной или с двумя подгруппами (малыши исключаются). Подобные занятия проводятся как второе занятие дня, поскольку для детей среднего и старшего возраста в режиме предусмотрено два занятия ежедневно. Малыши в это время, не выходя из комнаты, играют в куклы, в стройку и т. п.

Если какой-либо возраст представлен в группе небольшим числом детей, то отдельные занятия с ними не проводятся. Воспитатель осуществляет обучение этих детей на общих занятиях в порядке индивидуального подхода.

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса

Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.

Учет возрастных особенностей детей

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ