CqQRcNeHAv

Типы психологической коррекции

Основные модели психологической коррекции

Информация — Психология

Другие материалы по предмету Психология

Типы психологической коррекцииТипы психологической коррекцииОсновные модели психологической коррекции

План

Введение

  1. Модели психокоррекции
  2. Блоки психокоррекционного комплекса
  3. Организационные аспекты психокоррекцнонных технологий

Литература

Введение

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже iормированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии iормировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

1. Модели психокоррекции

В практике ПК работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная психокоррекция.

Общая модель коррекции — это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно-стимулирующий режим для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других группах.

Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Индивидуальная модель коррекции ориентирована на психологическую коррекцию различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико-психологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.

Все три модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с ребенком, типовая модель — на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель психокоррекцию недостатков в развитии ребенка с учетом его клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.

Эффективность ПК процесса в значительной степени зависит от умения психолога составить психокоррекционную программу. При этом необходимо учитывать следующие методические требования к программе:

четко iормулировать основные цели работы;

выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;

определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;

определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);

отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;

разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;

подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.

2. Блоки психокоррекционного комплекса

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

диагностический;

коррекционный;

оценочный;

прогностический.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

анализ мотивационно-потребностной iеры ребенка и членов его семьи;

определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;

диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

коррекция неадекватных методов воспитания ребенка iелью преодоления его микросоциальной запущенности;

помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружаю

Типы психологической коррекции

Типы психологической коррекции

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ