CqQRcNeHAv

Теории личности в психологии

Теории личности в психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Теории личности в психологииТеории личности в психологииИзучение, определение личности. Концепция личности В.Н. Мясищева, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. психология отношений. Философско-психологическая концепция личности. Эмоциональный компонент. Исследования индивидуального развития человека.

реферат [27,4 K], добавлена 24.09.2008

Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И. Леонтьева А.Н. Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

курсовая работа [57,0 K], добавлена 30.12.2011

История и предпосылки становления психодинамических теорий личности, их яркие представители и последователи, основополагающие идеи. Гуманистические тории личности Э. Фромма. Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела, исследование ими личностных черт.

реферат [14,9 K], добавлена 09.08.2010

Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.

реферат [27,4 K], добавлена 29.03.2010

Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

доклад [14,3 K], добавлена 21.03.2007

Теории личности. Диспозиционная теория личности. Пятифакторная модель личности. Факторные теории личности. Факторная теория Кеттелла. Теория Айзенка. Теория Дж.П. Гилфорда. «Мотивационная» концепция (Д.К. Мак-Клелланд). Методики исследования объекта.

курсовая работа [51,8 K], добавлена 03.06.2008

Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Эриксон, Корни: теории личности в эго-психологии. Диспозициональное направление.

реферат [60,2 K], добавлена 27.11.2003

Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.

реферат [27,0 K], добавлена 28.05.2010

Развитие личности. Движущие силы и условия развития личности. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева. Теория личности В.А. Петровского. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.

реферат [23,1 K], добавлена 08.10.2008

Теория черт личности Р. Кеттела. «Шестнадцать личновнстных факторов». Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Г. Олпорта. «Человек — это объектиая реальность».

реферат [16,8 K], добавлена 29.09.2008

Реферат по психологии

«Теории личности в психологии »

1. Понятие о личности в психологии

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и обобщающийся с ними, постепенно становится личностью — субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств, и выглядит банальным. Дело в том, что здесь утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. У появляющегося на свет младенца конфигурация тела предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д. и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от детеныша животного, который ни, при каких обстоятельствах не может обрести подобного фонда качеств. Итак, всем сказанным выше утверждается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и представителя племени, находящегося на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Таким образом, сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек. Дальнейшие, даже самые общие, его характеристики предполагают описание и объяснение Качеств, без которых он останется лишь статистической единицей в демографическом справочнике, а не реальным человеком, не только не похожим на других, но и не так, как они, действующим, мыслящим, страдающим, включенным в социальные связи как член общества, как соучастник исторического процесса. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка). Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми ведущими советскими психологами Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, С.Л. Рубинштейном и др. «Личность = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в «эфире» (Маркс) этих отношений… личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами».

Таким образом, личность нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость — К. Маркс показал это с предельной ясностью — есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный капиталистом труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчлененное, сложное) качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их, активности, но, овладевая составом той деятельности, которую ‘ они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект Личности как социального качества индивида.

К. Маркс писал; «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношении». Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека, т, е. абстракт, присущий отдельному индивиду как личности, составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вообще относится к нему, вступает с ним в социально обусловленные связи)

Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер, а располагает только природными предпосылками для их появления в том случае, если окружающим людям Удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение, опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует о исключительной сложности осуществления этой задачи. Перед нами будет индивид, который еще не в состоялся как личность. Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблемы единства и нетождественности личности и индивида.

2. Теория личности

Личность определяется через конкретные понятия, которые в рамках теории считаются адекватными для полного описания или понимания человеческого поведения. Теория содержит ряд связанных допущений относительно соответствующих эмпирических феноменов, и эмпирические определения, позволяющие пользователю продвигаться от абстрактной теории к эмпирическому наблюдению. Теория личности должна представлять собой набор допущений относительно человеческого поведения вместе с необходимыми эмпирическими определениями. Кроме того, есть требование относительной широты теории. Она должна соотноситься с достаточно широкой сферой человеческого поведения. В сущности, теория должна быть готова к рассмотрению любых поведенческих феноменов, обладающих важностью для индивида.

3. Диспозиционная теория личности ( Г.У. Оллпорт )

Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. «Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент — это первичный генетический материал, из которого строится личность Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер — это оцененная личность, а личность — это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, — это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или главной страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки человека можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д’Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (напр. пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции — менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает назвать проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой — формирование уникальности человеческой жизни.

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума:

1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания;

2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определения, и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка;

3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства;

4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определяет значимые элементы внеш. мира, включая людей;

5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»;

6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы;

7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетической стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я — объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели человека, его намерения. Ключом к пониманию человек является ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личность свободна от прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими чертами:

1) имеет широкие границы «Я»;

2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям;

3) демонстрирует эмоциональное неозабоченность и самопринятие;

4) имеет здоровое чувство реальности;

5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора;

6) имеет цельную жизненную философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинических психологов, психоаналитиков.

4. Теория личности по Фромму

Теория личности Фромма — это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.

Личность, с точки зрения Фромма, — это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историтескую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера:

Рецептивная ориентация (берущая) — человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

Эксплуататорская ориентация (овладевающая) — человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

Стяжательская ориентация (сберегающая) — в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, фригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

Рыночная ориентация (обменивающая) — личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики — человек воспринимает себя как воплощение своих сил, способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви — разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения — творить.

Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональные взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основные проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

Авторитаризм — тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

Разрушительность — попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненым интересам, преодолением скованности и изолированности.

Автоматизирующий конформизм — стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

5. Бихевиоральные теории личности

Бихевиоральные теории личности — направление теории и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И.П. Павлова, Дж.Б. Уотсона, Э.Л. Торндайка. Представители этого направления — Э.К. Толмен, Э.Р. Гутри, К.Л. Халл, Скиннер, Н.Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимент, процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом Бихевиральными теориями личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В Бихевиоральной теории личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Основные типы научения: классическое (И.П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И.П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиол. механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннею организацию.

В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр. учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающие окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.

Бихевиоральная психотерапия является симптоматичной и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классического обусловливания построены такие методы, как систематическая десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения. Моделирование в большей степени опирается на имитацию. Арсенал современных методов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхода.

Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями др. направлений за игнорирование базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтические отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностною ориентацию. Некоторые процедуры аверсивной терапии вызывают сомнение по этическим соображениям. В то же время многочисленные исследования показывают ее практическую эффективность.

6. Философско-психологическая концепция ( С.Л. Рубинштейн )

С.Л. Рубинштейн рассматривал «отношенческую» природу личности в свете социальной обусловленности ее природы. Это выражается в том, что личность человека выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. Вместе с тем, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему… Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Из этого высказывания видно, что можно выделить два аспекта отношений, которые рассматриваются С.Л. Рубинштейном в связи с определением сущности личности: первое это то, что личность является единицей и реальным носителем общественных отношений, а второе это то, что личность не только сознательно отражает мир, но и определенным образом к нему относится. Следует отметить, что первый аспект мало разработан как в трудах С.Л. Рубинштейна, так и в психологических теориях А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева, в работах Э.В. Ильенкова, и А.Е. Шерозия, если исключить их отдельные и фрагментарные высказывания о социальных ролях личности, о принадлежности индивида к какой либо профессиональной группе и т.д. На самом же деле здесь говорится о весьма важном аспекте, а именно, о положении, занимаемом индивидом в «ансамбле» (К. Маркс) социальных отношений. В социологии и социальной психологии оно обозначается как социальный статус лица и представлено множеством своих проявлений (например, социометрический статус — занимаемое индивидом место в сети эмоционально-межличностных отношений, или социо-экономический статус — занимаемое индивидом положение в системе социально-экономических отношений и т.д.). Ниже мы отдельно будем говорить о социальном статусе как одной из подструктур целостной структуры личности, а на этот раз коснемся вышеупомянутого второго аспекта понятия отношения. Он, как мы уже отмечали, отражает момент «пристрастности» занимаемой позиции личности относительно тех или иных сторон действительности. Фактически именно этот момент отношения рассматривается в качестве фундаментального (по выражению А.П. Шерозия) как в трудах С.Л. Рубинштейна и в теории отношений В.Н. Мясищева, так и в работах А.Н. Леонтьева, Э. В Ильенкова, А.Е. Шерозия. Однако в данном случае мы с уверенностью можем сказать, что в теоретических представлениях этих исследователей отношение выступает в качестве того психологического феномена, которое наиболее полно отражается в понятии социальной установки, аттитюда. Вопрос о том, каковы отношения личности к тем или иным сторонам действительности, фактически означает, каковы установки личности к тем же сторонам реальности. Поэтому когда, например С.Л. Рубинштейн и В.Н. Мясищев и их последователи говорят об отношении человека к действительности как об основополагающем моменте психологических особенностей личности, то под ним следует иметь в виду социальную установку с ее когнитивным (знание), оценочно-эмоциональным и конативным (поведение) структурным строением.

Выше, в приведенной цитате из работы С.Л. Рубинштейна было сказано, что не только и не столько знание действительности образует личность, а отношение личности к действительности является таким конституирующим фактором. Эта мысль, выраженная словами «не только знание, но и отношение», довольно стереотипно повторяется в самых разных работах. Как общая фраза она правильна, но при строгом концептуальном рассмотрении она же оказывается не совсем верной. Попытаемся обосновать нашу критическую позицию. Сам С.Л. Рубинштейн вопрос о связи знания с отношением рассматривал в контексте определения сущности сознания; а именно, он считал, что сознание человека является единством знания и переживания, понимая последнее как отношение субъекта к осознаваемому объекту. Схематически эта мысль выражалась следующим образом:

7. Экзистенциальная психология личности

Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в. возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др. Э. п. л. связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается и логотерапия Франкла.

Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Экзистенциальной психологии личности путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание.

В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственность выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала.

Как и гуманистическая психология, Экзистенциальная психология личности ориентирована на будущее, а не на прошлое. Детерминация личностного развития выбором определенного будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личностью новых, более глубоких смыслов. В то же время выбор определения будущего неизбежно ведет к «онтологическому беспокойству», тревоге, что требует от личностного мужества. Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологической вины как неиспользованной возможности. Развиваясь, двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собств. просчетах. Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собств. достоинства сохраняться перед лицом онтологической тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологическую вину.

Важнейшей целью Экзистенциальной психологии личности является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологической тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биол. социальные и собственно психол. потребности.

В отличие от индивидуалиста — конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологическую тревогу, такой человек чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личностного развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.

В экзистенциальной психологии личность рассматривается преимущественно в пограничных ситуациях. Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненной коллизий.

8. Факторные теории личности

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. исследованиях Ф. т. л. были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфических факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные Ф. т. л. разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж.П. Гилфордом.

Теория Р.Б. Кэттелла исходит из «теории черт» и построения на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как «ментальная структура», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личность — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как со внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологического исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты — это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»).

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и др. черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личности Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психол. ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Теория Г.Ю. Айзенка. Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия — интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности На следующем уровне находятся черты, ниже — уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личности также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипичным и фенотипичным показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии — интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и другие невротические симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Теория Дж.П. Гилфорда . Теория изложена в книге Гилфорда «Личность» (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. По мнению ученого, факторно-аналитического исследования черт личности является единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности.

Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Напр. параметр темперамента «позитивный-негативный» в поведении выступает как фактор «уверенности против неполноценности», а в области эмоций — как фактор «бодрость против робости». В области способностей Гилфорд создал факторную модель «структуры интеллекта».

Пользуясь своим факторно-аналитич. методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника «Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману» (1949). Последний предназначен для измерения десяти выявленных черт личности: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. Выделенные опросником Гилфорда факторы являются ортогональными, т.е. некоррелирующими с другими факторами. Личностные отклонения автор включал в класс параметров патологии.

Помимо работ по психологии личности Гилфорд известен своими трудами в области интеллекта, креативности, статистических и психометрических методов.

В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теоретической и прикладной психодиагностики личности (Пятифакторная модель личности).

9. Теория личности и другие психологические теории

Теория личности должна содержать ряд допущений относительно человеческого поведения вместе с правилами, по которым эти допущения связываются с определениями, что позволяет осуществлять их взаимодействие с эмпирическими или наблюдаемыми событиями. Здесь уместен вопрос о том, отличаются ли в отношении этих определений теории личности от других теорий. Ответ полезно начать с различения двух видов психологической теории.

Очевидно, что некоторые психологические теории готовы к тому, чтобы рассматривать любые поведенческие явления, важные с точки зрения регуляции человеческого организма. Другие теории жестко ограничены теми поведенческими проявлениями, которые возникают в определенных тщательно прописанных условиях. Такие теории проявляют интерес к ограниченным аспектам человеческого поведения. Теории, которые пытаются иметь дело со всеми важными поведенческими феноменами, могут быть рассмотрены как общие теории поведения; те же, что ограничивают свои интересы определенными типами поведенческих явлений, называются частными теориями.

Очевидно, что теории личности подпадают под первую категорию: это общие теории поведения. Простое наблюдение позволяет отличить теории личности от других психологических теорий. Теории перцепции, слуховой чувствительности, механической памяти, моторного научения, различения и множество других психологических теорий являются частными с точки зрения их объема и широты. Они не претендуют на статус общей теории и удовлетворяются развитием представлений, пригодных для описания и предсказания в ограниченной сфере поведенческих явлений. Теории же личности рискуют рассматривать явления самой разнообразной природы постольку, поскольку те обладают для индивида функциональной значимостью.

Теории личности в психологии

Теории личности в психологии

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ