CqQRcNeHAv

Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.;

Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологииЧитайте также:

Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности

Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала т.т. 7-

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-психологическая структура личности.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М. Аспект Пресс, 1998. — Главы 15, 16, 17, 18.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М. 1975.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.,

1984.

7. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологических теорий. — М. 1971.

8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. — М. 1982.

9. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен.

//Социальная психология. — М. 1979.

10. Психология развивающейся личности. — М. 1987.

11. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М. 1992.

12. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. — М. 1994.

Вопросы: 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация. 2. Динамические процессы в малой группе.

Основные этапы исследования малой группы: коакционный подход, интеракционистский подход, деятельностный подход. Актуализация проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой группы в принятии решений; возможность проведения эксперимента в малой группе; малая группа как предметное поле социально-психологических исследований.

Понятие «малой группы» в зарубежной и отечественной социальной психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный.

Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы

(Дж.Миллер, произвольные подходы, Морено, отечественная концепция).

Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т.д. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хоторнские эксперименты

Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В.Байон), социометрическое направление, деятельностный подход. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива в работах М.Г. Ярошевского.

Понятие динамических процессов в малой группе: процесс образования малой группы; феномен группового давления; процесс групповой сплоченности; организация руководства и лидерство в группе; процесс принятия групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.

Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).

Феномен «группового давления», явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, «конформность наоборот»

(относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе от меры конформности (А.В.Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.

Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено — большее число положительных выборов; по Л.Фестингеру – частота и прочность коммуникативных связей; по Т.Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А.Бейвеласу – взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А.В.

Петровского).

Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности:

«теория черт», «ситуационная теория» (варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.

Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей, метод «синектики» У.Гордона). Феномен

«группового духа». Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Основные категории: малая группа, признаки малой группы, нижний и верхний пределы малой группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы, динамические процессы в малой группе, феномен «группового давления», руководство и лидерство в группе, групповое решение, эффективность групповой деятельности.

Контрольные вопросы:

1.Сущность основных направлений исследования малой группы?

2. В чем проявилась актуальность проблемы малой группы?

3. Основные признаки малой группы?

4. Концепции нижнего и верхнего пределов малой группы?

5. Динамические процессы в малой группе?

6. Типология малых групп?

8. Процесс «группового давления»?

Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ