CqQRcNeHAv

Связь детской психологии с другими науками схема

Связь психологии с другими науками

Связь детской психологии с другими науками схемаСвязь психологии с другими науками обоюдный: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, в других — разные науки используют психологические знания д для объяснения или решения своих вопросов От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит и понимание возможностей использования психологических знаний в других областях су совместного производства: духовного и материального И наоборот, понимание того, насколько психология может использовать достижения других наук, способствует проведению психологических иснь.

Одна из первых классификаций наук создана Платоном Классификация предоставляла схему всех научных знаний той эпохи, совпадает со структурой самой психологии — структурой познавательных способностей человека

1 Диалектика — ум, выступает как искусство рассуждения

2 Физико — чувственное познание, восприятие

3 Этика — воля и стремление

В системе наук, разработанной Гегелем, психология занимает место на одной из ступенек саморазвития духа:

- субъективный дух — принимает форму индивидуального сознания;

- антропология — проявления природно-душевного;

- феноменология — «сознание, оказывается» во внешней действия;

- психология — духовная субстанция — мыслящий и воплощая содержание В классификациях XIX века — в системе О Конта — для психологии вообще не было места

Психология занимала место между биологическими и социальными науками И уже в конце XJX века психология попала в состав наук Основанием для такого решения была очевидна истина: психология является одним м из двух аспектов любого знанияя:

во-первых, благодаря своему объективному содержанию — отражению свойств и отношений предметов, которые исследует наука;

во-вторых — благодаря своей внутренней строении, т.е. в соответствии с психологических моментов научного анализа идей, концепций и теорий, связанных с законами и процессами познавательной деятельности человека

Действительно, ни математика, ни логика, ни физика не зависят от психологии в своих методах или теоретических структурах, но овладение этих структур возможно только через способность человека влиять на пре едметы и явления И только психология способна изучить эти воздействия и деятельность человека в развитии знанияь.

В классификации наук, созданной Б Кедровым, психология занимает подобающее ей место Схема имеет вид треугольника, вершины которого обозначают науки:

1) естественные;

2) социальные;

3) философские

Они связаны с принципами: во-первых — субординации развития от низшего до высшего уровня, во-вторых — объективности, поскольку науки должны располагаться так же, как связаны между собой предметы й их исследования, в-третьих — по принципу развития науки и знаний, которые они створюют.

Итак, психология располагается внутри треугольника и тесно взаемоповьязуеться с тремя группами наук Такое расположение психологии обусловлено реальной близостью предмета и методов каждой из этих наук д предмета и методов психологии, ориентированных зависимости от задач в сторону одной из вершин треугольника.

Б Кедров, уточняя положения психологии на схеме, подчеркивает: психология располагается внутри треугольника не симметрично вершин, а ближе к философских наук, поскольку, например, мышления является предмето ом изучения не только психологии, но и диалектики и логики.

Главные отрасли психологических знаний

С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний

Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи с космическими полетами возникла специальная отрасль — космическая психологиия.

Каждая из указанных отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий труда в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требованиями ог к морально-психологические качества личности.

Но все области психологических знаний требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и протекания познавательных псих хологичних процессов, индивидуальные особенности психики человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.

С эпоху научно-технического и социального прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии

Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике

Психология, разрабатывая свои вопросы, опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине ни, в частности в психиатрї.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания Ряд конкретных отраслей психологии (педагогическая и возрастная психология частности) взаимодействует с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методики преподавания отдельных учебных предметев.

Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является проблема формирования мышления в процессе обучения, которое бы давало человеку возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновляется, га арантувало бы развитие способностей субъекта к продуктивной интеллектуальной деятельности.

Плодотворный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что он является условием для опережения реальной педагогической практики, открывает новые пути поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания.

время психология основывается на данных педагогики при изучении психологии формирования личности Тесным взаимосвязь психологии с литературой, языкознанием, историей, искусством, кибернетикой и а другими науками.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Связь детской психологии с другими науками схема

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ