CqQRcNeHAv

Статья по теме: Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Статья по теме: Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личностиСтатья по теме: Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личностиМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Звездный»

Разработала:

Айрумян Гаянэ Сергеевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Звездный »

Астрахань 2010

Привейте человеку вкус к чтению

и предоставьте ему возможность читать,

и Вы неизбежно сделаете его счастливым…

Джон Хершел.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.

В современном мире меняется роль книги в жизни человека.

Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку (что? где? когда?). Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.

Увеличился объем воспринимаемой информации, но в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвященных морально-нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком, о том, какие выводы он сделал? Как он видит окружающую реальность?

Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто чтиво, предлагаемое читателям, в том числе и детям, носит сиюминутный развлекательный характер. И реклама в этом играет не последнюю роль.

Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественно литературы.

Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям?

Дети имеют огромную потребность в том, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Это замечательно, что существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов. Но они не заменяют книгу. Почему?

Не будем останавливаться на том, что длительный просмотр телевизора негативно отражается на здоровье ребенка. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность нахождения собственной версии его толкования.

Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма.

Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, когда внимание уделяется ему полностью, и мама или папа не делает это во время приготовления ужина, разговора по телефону или просмотра программы новостей. Такое общение отличается тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов почерпнуть в повседневной жизни, с другой стороны оно ведется на темы, важные для самого ребенка.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением того, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в его собственной жизни.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг в семье можно рассматривать как показатель благополучия семьи, в них не бывает насилия, отсутствует непонимание.

Список литературы

1. Бугрименко Б.А. Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.

2. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М. Школьная библиотека, 2004

Статья по теме: Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности

Статья по теме: Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ