CqQRcNeHAv

Срок эксплуатации автомобиля газель

Аннотация

В статье показано, что для эффективного и качественного обслуживания важно знать количество дефектов, их хар актер и номенклатуру, а также постоянно анализировать затраты на устранение дефектов.

Abstract 2009 year, VAK speciality — 08.00.00, author — Shishkanov Ra

Похожие темы

Текст

научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ В ПЕРИОД ГАРАНТИЙНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ». Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки»

лей. На основе этого можно предложить следующую структуру стратегического плана:

1. Описание фирмы (цели, задачи предприятия, сферы деятельности, структура и темпы роста бизнеса, особенности выпускаемой продукции, организационная структура управления, культура и имидж фирмы, доходы (величина, рентабельность, доход на акцию и т.д.));

2. Стратегический анализ (SWOT, PEST и т.д.): долгосрочный и ситуационный планы развития.

3. Приоритеты и программы развития предприятия.

4. Стратегический финансовый план предприятия.

5. Стратегический инновационный план предприятия.

Качество стратегических планов во многом определяется полнотой, гармоничностью методического, ре-

сурсного, правового и информационного обеспечения стратегического менеджмента.

1. Громов В.А. Математика и методология современной науки и образования // Кооперация XXI: бизнес, социум, образование. Энгельс: ПКИ, 2008.

2. Максименко Л. Методология разработки стратегического планирования на предприятии // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-ОВБЕРУЕР. 2006. № 8. С. 63 — 65.

3. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР. М. Экономика, 1985.

4. Планирование на предприятии: учебник. 4- е изд. Минск: Новое знание, 2003.

5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 6-е изд. испр. и доп. М. Дело, 2004.

УДК 338.45:656

АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ В ПЕРИОД ГАРАНТИЙНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Р.А. Шишканов,

аспирант кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

Одним из необходимых условий обеспечения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения является организация сервисного обслуживания, которое, как известно, выполняет двоякую роль.

Во-первых, оно обеспечивает поддержание и сохранение качественных характеристик автомобилей в период их эксплуатации. Состав сервисных услуг, их качество и цена становятся все более весомыми факторами привлекательности той или иной марки (модели) автомобилей. Мировая практика показывает, что организация качественного сервисного обслуживания позволяет сохранить потребительскую ценность автомобиля, его конкурентоспособность. Потребитель, приобретая автомобиль, учитывает не только его качественные характеристики (свойства), но и то, как организовано его сервисное обслуживание. При прочих равных условиях у потребителя большей популярностью пользуются автомобили тех изготовителей, которые имеют более развитую и лучше организованную сеть сервисных предприятий.

Во-вторых, именно система фирменного сервисного обслуживания, особенно в период гарантийной эксплуатации, является постоянным и надежным источником информации, необходимой для корректировки процесса производства и разработки новых (или модернизируемых) моделей автомобилей. Причем следует подчеркнуть, что получаемая в период эксплуатации системная информация об отказах и проявляющихся дефектах (неисправностях) автомобилей необходима не только для предприятия-изготовителя, но и для предприятий фирменного сервисного обслуживания. На основе накопления, обобщения и анализа информации об отказах (неисправностях) автомобилей, их составе, структуре и тенденциях изменений представляется возможным:

- вносить своевременно необходимые коррективы в организацию сервисного обслуживания с тем, чтобы полнее и лучше удовлетворять запросы клиентов, владельцев автомобилей;

- целенаправленно развивать материально-техническую базу сервисных предприятий, совершенствовать технологию сервиса;

- обоснованно определять потребность в запасных частях, оптимизировать их запасы на складах сервисных предприятий;

- обращать особо пристальное внимание на организацию и технологию устранения наиболее распространенных дефектов (неисправностей);

- оптимально комплектовать профессиональный состав работников сервисных предприятий, систематически повышать их квалифицированный уровень.

В табл. 1 приводятся данные о дефектах автомобилей одного из крупнейших отечественных предприятий-изготовителей ОАО «ГАЗ».

Т а б л и ц а 1

Дефектность автомобилей ГАЗ в период гарантийного срока эксплуатации

Показатели Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Автомобили семейства «Волга» Гарантийный парк автомобилей 92 512 77 647 51 691 62 369 51 133 51 646

Поступило рекламаций: — общее количество 72 276 53 244 38 856 35 528 42 758 39 436

- в расчете на 100 гарантийных автомобилей, шт. 78,2 68,6 75,1 57,0 83,7 76,5

Автомобили семейства «Газель» Гарантийный парк автомобилей 82 960 96 600 114219 115247 116737 135744

Поступило рекламаций: — общее количество 24 888 22 464 24 920 30 960 43 877 40 202

- в расчете на 100 гарантийных автомобилей, шт. 30,0 23,2 21,8 26,8 37,6 29,6

Автомобили семейства «Соболь» Гарантийный парк автомобилей 12 470 10 259 14 393 18 805 14 308 16 709

Поступило рекламаций: — общее количество 10 076 7 140 6 948 10 944 12 950 10 266

- в расчете на 100 гарантийных автомобилей, шт. 80,6 69,3 47,1 58,2 90,5 61,4

За анализируемый период гарантийный парк увеличился по автомобилям «Газель» и «Соболь» (соответственно на 63,5% и 33,5%), а по автомобилям «Волга» — уменьшился на 44,3%. За тот же период времени общее количество рекламаций по автомобилям «Газель» возросло на 62%, по автомобилям «Соболь» осталось без изменений, а по автомобилям «Волга» существенно снизилось.

Сравнительно меньшую дефектность в период гарантийной эксплуатации имеют автомобили семейства «Газель» (21,8 — 37,6 рекламаций на 1 000 гарантийных автомобилей). По автомобилям семейства «Соболь» уровень дефектности в расчете на 1 000 гарантийных автомобилей имеет тенденцию к снижению (80,6 -в 2001 г. и 61,4 — в 2006 г), хотя и остается довольно значительным. Что же касается автомобилей «Волга», то уровень их дефектности в период гарантийного обслуживания за анализируемый период времени практически не изменился и оставался весьма высоким.

Для эффективной и качественной организации сервисного обслуживания важно знать не только общее количество (объем) дефектов, которые возникают в процессе эксплуатации, но и их характер, номенклатуру Поэтому необходимо иметь ясное представление, объективную информацию о структуре дефектов (неисправностей), их распределении по структурным звеньям предприятия-изготовителя, а также по важнейшим узлам и агрегатам автомобиля.

Как показал анализ, в период гарантийной эксплуатации большая часть дефектов возникает по следующим шести узлам и агрегатам: задний мост, электро -оборудование, сцепление, отопление, кузов (кабина) и оборудование, рулевое управление. На долю указанных шести узлов и агрегатов в 2005 — 2006 гг приходилось: по автомобилям «Волга» — 67,5 — 68,8%; по авто -мобилям «Газель» — 73,0 — 65,5%; по автомобилям «Соболь» — 69,7- 66,3%. В период гарантийной эксплуатации наиболее часто возникают дефекты по следующим узлам и агрегатам: «Волга» и «Газель» — задний мост, электрооборудование и сцепление; «Соболь» — задний мост, электрооборудование, рулевое управление.

Для использования производственных возможностей сервисных предприятий немаловажное значение имеет распределение рекламаций по месяцам кален-

дарного года. Изучение данного вопроса показало, что дефекты гарантийных автомобилей более или менее равномерно распределяются по месяцам календарного года. Это позволяет на протяжении всего календарного года равномерно, примерно с одинаковой загрузкой использовать производственные мощности сервисных предприятий. Вместе с тем имеются и определенные нюансы, характерные для начала (I квартал) и завершения (IV квартал) календарного года.

Общее число рекламаций распределяется в пределах календарного года следующим образом (табл. 2 ).

Т а б л и ц а 2

Распределение рекламаций в пределах календарного года, %

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Автомобили «Волга»

I квартал 19,3 22,4 22,9

IV квартал 23,8 26,1 26,8

Автомобили «Газель»

I квартал 21,2 22,3 22,3

IV квартал 25,5 25,4 26,3

Автомобили «Соболь»

I квартал 18,4 25,3 24,2

IV квартал 28,1 22,7 27,2

Как видим, обычно меньше рекламаций поступает в I квартале и больше в IV квартале календарного года. Учет данной тенденции сервисным предприятиям позволит организовать производственный цикл так, чтобы не допускать в конце года отклонений от установленной технологии выполнения соответствующих услуг и тем самым не позволять снижаться их качеству При организации сервисного обслуживания нужно иметь в виду и то, что частота возникновения дефектов зависит (при прочих равных условиях) от пробега автомобилей и времени гарантийной эксплуатации. Объективная действительность показывает, что дефекты автомобиля чаще проявляются в начальный период гарантийной эксплуатации. Так, например, при пробеге автомобилей до 10 тыс. км. возникает до 40% и более от общего их количества за весь гарантийный срок эксплуатации. Удельный вес дефектов, возникающих при пробеге новым автомобилем первых 10 тыс. км. составляет (в % от общего числа дефектов за гарантийный срок): автомобили «Волга» — 43,7%; автомобили

«Газель» — 39,6%; автомобили «Соболь» — 44,3%. В то же время на пробег 10 — 20 тыс. км. приходится значительно меньше дефектов от общего их количества за гарантийный срок службы: автомобили «Волга» -16,9%; автомобили «Газель» — 21,0% и автомобили «Соболь» — 21,2%.

Большая дефектность автомобилей в начале эксплуатации обусловлена тем, что происходит «притирка» основных узлов и агрегатов автомобиля в реальных условиях эксплуатации, выявляются дефекты, пропущенные по вине входного и выходного контроля качества на предприятии-изготовителе. Ужесточение системы контроля качества изготовления деталей, сборки агрегатов и автомобиля в целом позволит существенно уменьшить дефектность автомобилей в начальный период их эксплуатации.

Устранение дефектов автомобилей в период их гарантийной эксплуатации связано со значительными затратами сервисных предприятий, занятых фирменным обслуживанием, которые составляют немалую часть совокупных затрат за весь период эксплуатации.

При отсутствии учета совокупных затрат на сервисное обслуживание автомобилей за весь период эксплуатации особое значение приобретает системный мониторинг и анализ затрат на гарантийное обслуживание. В результате этого представляется, во-первых, возможным обоснованно распределять затраты на гарантийное обслуживание по виновникам дефектов автомобилей и осуществлять по отношению к ним соответствующие экономические санкции. Во-вторых, мониторинг затрат на гарантийное обслуживание необходим также для принятия мер по совершенствованию самого процесса гарантийного обслуживания и повышения его качества.

Ежегодно гарантийное сервисное обслуживание обходится во многие сотни миллионов рублей. Основную часть затрат на гарантийное обслуживание составляют запасные части (72,8 — 85,0%), на услуги и прочие расходы приходится 27,2 — 15,0% всех затрат. Для организации качественного фирменного сервисного обслуживания немаловажное значение имеет распределение общих затрат между основными узлами и агрегата-

ми автомобиля. Это распределение в основном обусловлено уровнем их дефектности, о чем говорилось ранее.

Опыт работы фирменных сервисных предприятий ОАО «ГАЗ» показывает, что суммарные затраты на гарантийный ремонт автомобилей прежде всего зависят от исправления дефектов следующих четырех узлов и агрегатов: мост задний, электрооборудование, рулевое управление, КПП. Опыт показывает, что затраты на устранение неисправностей данных узлов и агрегатов в общих расходах на гарантийный ремонт по отдельным семействам автомобилей составляют: «Волга» — 71,1 -71,8%; «Газель » — 68,2 — 87,0%; «Соболь» — 70,2 — 68,4%.

Для организации качественного фирменного сервисного обслуживания необходимо постоянно анализировать затраты на устранение дефектов по отдельным узлам и агрегатам автомобиля. При этом, конечно. особое внимание должно быть уделено наиболее дорогостоящим узлам и агрегатам.

Проведенный анализа показывает: автомобили ОАО «ГАЗ» имеют значительную дефектность, которая проявляется в период гарантийного срока эксплуатации. В результате не только ухудшаются показатели работы предприятия-изготовителя, но и его имидж как на внутреннем, так и на международном рынке. В этих условиях особенно актуальным является качественное совершенствование фирменного сервисного обслуживания автомобилей. Первостепенное значение приобретают такие улучшения системы сервиса, которые позволяют осуществлять его на высоком качественном уровне при рациональном (эффективном) использовании необходимых ресурсов.

Прежде всего должна быть принята система мер по улучшению качества тех узлов и агрегатов, которые имеют более высокий уровень дефектности. Среди этих мер соответствующее место должно занять ужесточение требований к выходному контролю деталей, узлов и агрегатов, получаемых от предприятий-смежников в порядке кооперативных поставок. Необходимо также системно повышать квалификационный уровень работников сервисных предприятий, учитывая при этом структуру и характер дефектов автомобилей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ