CqQRcNeHAv

Социализация личности средствами трудового воспитания

Особая миссия труда в социализации личности

Социализация личности средствами трудового воспитанияСоциализация личности средствами трудового воспитанияСейчас трудно утверждать или отрицать постулат Ф Энгельса, труд был определяющим фактором в превращении обезьяны в человека Но история развития человечества, несомненно, определила, что труд является источником и важной предпосылкой физического и социально-психического развития личности Неоспоримым была и остается истина, что человеческий труд — определяющий фактор формирования в личности лучших качеств Это касается всех народов, населяющих нашу планетнету.

Украинская народная педагогика отводит труда главную роль в процессе создания материальной и духовной культуры В пословицах как своеобразном кодексе поведения человека говорится: «Без труда не добра» «,» Будешь трудиться — будешь кормиться «,» Счастье не в облаках скрывается, а трудом добывается «,» Труд — ключ к счастью «,» В труде — красота человека «,» Землю красит солнце, а человека — труд » t;, "Землю прикрашає сонце, а людину — праця" та ін.

Тема труда человека является ведущей в народных песнях, сказках, легендах, играх Уже в колыбельных песнях малышу внушали:

Не учись, котик, воровать

А учись делать — Черевички шить

Да и не дорогие — По три золотые

Будут люди покупать

Будут тебя уважать

Идея труда как определяющего фактора воспитания человека перешла от народа к философов, педагогов, известных государственных деятелей, ученых, представителей интеллектуальной элиты Обратим внимание лишь на отдельные вы исловлювання по этому поводу украинский философ и поэт ГС Сковорода писал: «Счастье заключается только в родственной труда в пользу общества Труд есть живой и неусыпный всей машины ход тех пор, пока пород ить настоящее дело Коротко сказать, природа зажигает к делу и укрепляет в труде, делая труд сладким «уд солодким"1.

Труд был и остается естественной необходимостью человека КД Ушинский, рассматривая психологические основы воспитания, писал: «Труд, как мы ее понимаем, есть такая свободная и согласована с христианской нравственностью ю деятельность человека, на которую она решается с безусловной необходимости ее для достижения той или иной истинно человеческой цели в жизни «11 дальше продолжает -» само воспитание, если оно желает счастья человеку должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни «3 Довольно интересны рассуждения КД Ушинского о решающем значении труда в развитии общества:» Если бы люди изобрели философский камень, беда была бы еще невелика: золото перестало быть монетой А если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, которая вполне заменяет любой труд человека, т в само развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, а само общество распалось бы: с уничтожением необходимости личного труда история должна прекратиться «праці історія повинна припинитися"4.

АС Макаренко считал труд генерирующим средством социального становления личности: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое» 6 Он в процессе решения сложных задач Корабль сокрытия педагогически запущенных детей, формирование их как социально зрелых личностей, полноценных граждан нашел уникальный способ достижения поставленной цели — «перековку» социально запущенных н Авив опасных подростков через систему коллективной производительного труда Выдающийся педагог глубоко понимал сущность закономерности формирования человека через труд и в рабоюдини через працю і в праці.

настоящее время в некоторых педагогических кругах вступает в силу «мода» критики деятельности АС Макарсика за «педагогический авторитаризм», «эксплуатацию детского труда», «коллективный диктат» и др. Вряд ли можно согласиться я с безосновательным отрицанием сущности и результатов педагогической системы АС Мака-Ренкоультатів педагогічної системи А.С. Мака-ренка.

На новом этапе общественного развития ВО сухом Линский, поддерживая традиции украинской народной педагогики (и не только украинские) в области воспитания, видел в работе неисчерпаемый источник воспитания всесторонне развитой личности, ее социализации «воспитательную миссию школы, — писал ВО Сухомлин-ский, — мы видим в том, чтобы труд вошла в духовную жизнь личности, в жизни коллектива, чтобы увлеченно я трудом уже в годы отрочества и ранней юности стало одной из важнейших качеств человека «й людини"1.

Эта мысль выдающегося педагога направлена. на формирование в обществе культа труда, на ориентацию родителей, всех педаго-гив-воспитателей на поиски путей, средств и методов реализации в повседневной жизни вин нятково важной закономерности — воспитание молодого поколения в труде и для рабо.

К большому сожалению, в системе воспитания в нашем обществе видим, по сути, отрицание этой закономерности Во-первых, утверждается ложная тенденция недооценки включения детей в труд, ограничение их ьои деятельности только облегченной учебной работой Если юное поколение до 18-20 лет «выращивать» в искусственно облегченных социально-экономических условиях, то надежды, что оно в годы совершеннолетия активно приобщится я к производительному труду, — бесполезныйі, — даремні.

Во-вторых, в учебно-воспитательных заведениях всех уровней, по сути, нет системы трудового воспитания В подавляющем большинстве материально обеспеченных семей дети также исключены из сферы производительного труда

В-третьих, средства массовой информации нарочито пропагандируют культ развлечений, веселой жизни, бессмысленного досуга, заполненного бездельем, праздностью, безделья, пияты-кой, курением, употреблением нар ркотикив и др. Таким образом растет, формируется поколение с потребительской философией как в социальном, так и в психологическом смыслеі.

Есть еще один существенный аспект важности трудового воспитания Человеку присуще стремление к признанию, она стремится к утверждению себя в коллективе на основе престижа, а значит, желает испытать, советов дисть от определенного вида деятельности, если она вовлечена в желанных и нужных видов трудовой деятельности Когда человек лишен возможности заниматься трудом (а следовательно, и чувствовать радость действовать, иметь зад оволення), она прибегает к суррогатов, с помощью которых можно искусственно вызвать иллюзорное чувство удовлетворения, радости, престижности Такими средствами являются алкоголь, наркотики, табак и др. Это приводит к физического и социально-психического ослабление как части населения, так и общества в целом Расширение сети ночных клубов, казино, дискотек, игровых автоматов и порядки, которые в них доминируют, только п осилюють и ускоряют процесс социально-психологической и моральной деградации значительной части молодолоді.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Социализация личности средствами трудового воспитания

Социализация личности средствами трудового воспитания

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ