CqQRcNeHAv

Серия психологических часов

Серия психологических часов

Как научиться жить без драки?

Серия психологических часовВ классе среди мальчиков есть три ярких лидера. Каждый переманивает одноклассников в свою компанию, причем делает это как может, например во время болезни своих «соперников». Начались ежедневные драки, участилась вербальная агрессия. Обстановка накалена до предела. Дети сами понимают, что это перебор, но остановиться не могут. Они скрывают драки от взрослых, но учитель узнает об очередной из них по травмам, синякам, из рассказов девочек.

Классный руководитель призывает на помощь школьного психолога. Разрабатываем план действий. А действовать надо оперативно — два сотрясения мозга за три месяца, не говоря уже о менее существенных травмах. Планируем консультацию для родителей — наших главных помощников, индивидуальную работу с драчунами, групповую работу со всем классом.

Работа с классом включает в себя систему занятий для овладения альтернативными агрессивным формами поведения, для сплочения коллектива. В их основу положены идеи развития самоконтроля, самоуважения, рефлексии, навыков понимания другого, осознанного управления поведением.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Что такое драка, причины ее возникновения

Цели: определение разницы между агрессивным состоянием и агрессивным действием, рефлексия собственного агрессивного состояния, разработка способов действия в различных конфликтных ситуациях.

Оборудование: видеопрезентация или раздаточный материал с выпиской из словаря с определениями: агрессия, агрессивное состояние, агрессивные действия; лист опросника (приложение 1), листы бумаги по количеству групп.

Ведущий. Тема нашей сегодняшней встречи «Что такое драка, причины ее возникновения». Как вы считаете, актуальна ли эта тема в классе? Почему? Отчего возникают драки?

Вы правы, ребята, драки являются следствием агрессии человека. Заглянем в словарь (видеопрезентация ): агрессия — это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п.

Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести — от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или кусает своего противника. Все это агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в коридоре, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечения зубов или промывания раны водой. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе и «невинных» — дергание девочек за косички, ущемляющие достоинство «дразнилки» и «обзывалки». Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим.

Вам предложен опросник (приложение 1 ), в котором вы опишете те чувства, которые испытываете в различных ситуациях. Это поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

(Дети в течение 5 минут заполняют опросник.)

Предлагаю всем вместе разработать:

— способы действия во время драки,

— способы саморегуляции, когда чешутся руки и хочется подраться, а также когда вас кто-либо втягивает в драку.

С помощью жребия дети разбиваются на три группы, за 8 минут каждая группа разрабатывает идеи, далее команды представляют свой проект и обосновывают его.

Вопросы после обсуждения проектов

• Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?

• Кто виновная сторона в потасовке или драке?

Ведущий . Наша встреча подошла к концу. Что для вас оказалось важным в сегодняшней работе?

Всем спасибо. До следующей встречи.

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА

Наш учебный день

Ведущий . Как вы считаете, начало вашего учебного дня (спокойное, доброжелательное, воинственное) влияет на дальнейшее эмоциональное самочувствие, успешность на уроках?

Как бы вам хотелось, чтобы это происходило? Вспомните истину, которая гласит: «Поступай с другими так, как тебе хочется, чтобы поступали с тобой».

Игра «Поприветствуем друг друга»

Ведущий . У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание гимназии и встречаете того, с кем сидите за партой. Поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам бы хотелось, чтобы поприветствовали вас.

Звенит звонок, начинается урок — скажем, иностранного языка. Не у всех получается складно и правильно произносить слова и звуки чужого языка. Кто-то встал и произнес неграмотно, да так смешно получилось. Что ж, здесь каждый отреагирует по-своему. Кто-то засмеется, возможно обидев тем самым чувства своего одноклассника, кто-то исправит, дав понять, что он знает правильное произношение, а кто-то после уроков подойдет и предложит научить выговаривать эти сложные звуки, которые не дают покоя.

Игра «Неоконченное предложение»

Ведущий . Предлагаю всем известную игру «Неоконченное предложение».

• Когда кто-то ошибается на уроке, я.

• Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своего(ей) одноклассника(цы), я.

• Когда я ошибаюсь перед всем классом, то чувствую.

• Я считаю, что ошибаться на уроке.

Дети по очереди заканчивают каждое предложение. В игре активно участвует классный руководитель.

Ведущий . Ребята, как вы думаете, эта игра имеет отношение к дракам, которые возникают между одноклассниками?

Прощание

Ведущий . Вот и закончился ваш учебный школьный день. Поблагодарите своего соседа за работу и помощь на сегодняшней встрече.

Что важного вы сегодня услышали и отметили для себя?

(Ребята своими ответами подводят итог встрече.)

Всем спасибо за работу. До следующей встречи.

ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА

Составление коллажа «Наш класс»

• Развитие коммуникативных способностей: учить проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учить умению договариваться, обсуждать замысел работы.

• Развитие личностной и групповой активности.

• Формирование творческого мышления.

• Разработка оригинальных идей и дизайнерских решений.

Материал: листы ватмана по количеству групп, журналы, газеты, клей, ножницы, фломастеры.

Ведущий . На сегодняшней встрече мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

С помощью жеребьевки ребята делятся на четыре группы. Каждая получает задание и сообща в течение 20–25 минут выполняет его.

Презентация коллажа

Ребята демонстрируют свои работы, обосновывают изображение и тему коллажа. Рассказывают о своих впечатлениях о работе в группе.

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникали сложности, как их преодолевали, если это удавалось.

1. Наш класс.

2. Перемена — время отдыха.

3. Будущее нашего класса.

4. Какие мы есть на самом деле.

Вопросы для обсуждения

1. Как вы отнеслись к теме вашего коллажа?

2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?

3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?

4. Понравился ли вам данный вид работы?

Прощание

Ведущий . Поблагодарите друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

Всем спасибо за работу. До следующей встречи.

ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА

Наши достижения

В заключение с помощью видеопрезентации мы с ребятами вспоминали всю нашу работу, проделанную на предыдущих встречах: вспоминали ожидания от встреч, достижения, делились своими чувствами. Фотографии, вставленные в слайды презентации, помогали восстановить групповое взаимодействие, вспоминать смешные истории, которые случались. Просматривали электронный вариант материалов, разработок различных способов действия во время драки, способов саморегуляции, возможности разрядить обстановку, прекратить конфликт (приложение 2).

Ребятам предлагается ответить на вопросы:

Чему я научился за эти дни?

Кому я хочу сказать «спасибо»?

Ведущий . Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Всем спасибо за работу. До встречи.

Серия психологических часов

Людмила БОРШЕВЕЦКАЯ,
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ