CqQRcNeHAv

Семейный сайт

Арт-терапия для детей: понятие, история, виды

Семейный сайт

Арт-терапия считается сравнительно молодым направлением в практической психологии. Развиваясь быстрыми темпами, она стала популярна в работе с детьми. Ею пользуются в детских садах, школах, кружках и просто домашней обстановке.

История арт-терапии

Арт-терапия – это психотерапевтический метод воздействия, осуществляемый при помощи искусства и творчества. Впервые это понятие использовал британский художник Адриан Хилл. Цели сделать какое-то великое открытие у него не было абсолютно. Он был увлечен рисованием с детства, закончил колледж искусств. В период первой мировой войны он был художником на фронте. Написанные в те годы работы хранятся в имперском военном музее Лондона. Придя с фронта, Хилл устроился на работу преподавателем в школе искусств.

В 1938 году он вынужден был пребывать в санатории, где его лечили от туберкулеза. Все свободное время, которого было предостаточно, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии. Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходят на второй план.

Несколькими годами позже за развитие арт-терапии взялся еще один британский художник – Эдвард Адамсон. Его труды в этой области получили широкое признание. Примерно в эти же годы творчество, как способ терапии исследовала Маргарет Наумбург, американский психолог, педагог и художник.

В России тоже использовалось лечение искусством, но оно являлось лишь одним из многочисленных методов психотерапии. В Санкт-Петербурге работает арт-терапевтическая ассоциация. На данном этапе развития отечественная арт-терапия стремится стать отдельной дисциплиной.

Цель и задачи арт-терапии

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать на пациента терапевтические действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты. Арт-терапия применяется для пациентов с психическими, психологическими расстройствами, задержкой умственного развития, нарушениями речи, двигательной функции. В последнее время данная методика все больше применяется для саморазвития совершенно здоровых людей, она снимает негативные эмоции, помогает успокоиться, привести эмоции, чувства, мысли к гармонии.

На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немаловажных задач. Вот лишь малая часть из них:

  • перебороть чувство отверженности;
  • вызвать яркие эмоции;
  • овладеть новыми знаниями, практическими навыками;
  • вселить надежду на избавление от боли, страданий, мук;
  • дать выход агрессии, негативу;
  • получить материал для психологической диагностики;
  • облегчить процесс лечения;
  • развить самоконтроль;
  • сконцентрировать внимание на чувствах, эмоциях;
  • повысить самооценку;
  • запустить механизм личностного роста;
  • помочь успокоиться, расслабиться;
  • выразить свои ощущения;
  • подтвердить свою индивидуальность, значимость.

Виды и подходы

Изначальным, классическим видом арт-терапии было рисование. Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художниками. В настоящее время арт-терапия начинает стремительно развиваться, охватывая все области искусства и творчества. Появляется все больше новых видов такой терапии. Особенно арт-лечение популярно у воспитателей, педагогов, детских психологов, то есть, направлено на развитие малышей, дошкольников, ребят младшего, среднего, старшего школьного возраста. Расскажем, какие виды арт-терапии для детей используются сейчас.

  • Рисование – классический метод арт-терапии, пока что остается самым популярным, доступным, интересным для детей всех возрастов;
  • музыкотерапия – лечение музыкой, это может быть ее прослушивание, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, постукивания и прочие примитивные приемы, не требующие особых навыков;
  • танцевально-двигательная терапия направлена на выражение своих чувств, эмоций с помощью движений, танца. Человеческое тело взаимосвязано с его душой;
  • драматерапия – разыгрывание жизненных сюжетов, ситуаций близких ребенку и решение с их помощью проблем, детских страхов;
  • сказкотерапия основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает интеллектуальному и моральному развитию;
  • библиотерапия – лечение книгой, она предназначена для детей школьного возраста;
  • игротерапия используется для анализа и лечения психологических проблем детей;
  • цветотерапия или хромотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета;
  • песочная терапия – это игра песком или рисование на нем, она помогает установить контакт с природой, развить мелкую моторику, снять волнение, напряжение, усталость;
  • куклотерапия включает в себя изготовление кукол, постановку с их помощью театральных сценок, сказок, жизненных ситуаций, упрощенный способ общения;
  • складывание оригами тоже начали относить к одному из видов арт-терапии, имеющему свойство раскрывать творческие потенциалы, развивать моторику рук, успокаивать.

Говоря о подходах терапии искусством, можно выделить пассивное и активное лечение. Первый прием предполагает использование зрения, слуха. Например, просмотр картин, прослушивание сказок, музыки. Активный прием направлен на совершение конкретных действий, например, самостоятельное чтение, рисование, постановка танца.

В зависимости от возможностей и желания детей занятия арт-терапией могут нести обучающую функцию. Ребенок учится новому для него виду искусства. Также занятия бывают не направленные на изучение, все делается ребенком исходя из его физических возможностей, чувств, эмоций, переживаний. Например, рисунки представляют собой набор линий, черточек, точек, а игра на музыкальном инструменте – это произвольное дергание струн, нажатие клавиш.

Основные принципы

Вспоминая цели арт-терапии, заключающиеся в оказании лечебного эффекта и развитии творческих способностей, можно сказать о принципах, которых она должна придерживаться.

  1. Доступность и простота. Этот принцип позволяет пользоваться арт-терапией малышам, детям с ограниченными возможностями. Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.
  2. Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.
  3. Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия. Для детей лучше организовывать индивидуальные занятия либо в группе до 5-10 человек.

Любое занятие с ребенком является сложным, разносторонним процессом. Психологам, педагогам, родителям нужно учитывать его чувства, эмоции, творческие и физические способности. У каждого человека, в том числе и у маленького, бывают сложные моменты, когда помощь им просто необходима. Для преодоления жизненных трудностей арт-терапия является наиболее простым, интересным и эффективным способом психологического воздействия.

Автор: Эльвира Агачева

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на семейный сайт www.list7i.ru обязательна!

Семейный сайт

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ