CqQRcNeHAv

Русская рубаха

Русская рубаха

Во все времена и для всех народов одежда, кроме традиционной практической функции, являлась еще и своеобразным «слепком» национальной ментальности, служила своего рода ключом к национальной культуре. В последние годы элементы русского национального костюма все чаще мелькают в коллекциях именитых кутюрье (причем не только отечественных), а русская народная рубаха пользуется все большей популярностью у молодежи. И не случайно: ведь именно тканая рубаха – самый древний и универсальный элемент народного костюма. Ее носили мужчины и женщины, крестьяне, купцы и князья.

История русской рубахи

В старославянском языке можно найти немало слов, созвучных слову «рубаха». Но, все же, ближе всего к рубахе этимологически слова «рубъ» (отрез, кусок ткани) и «руш» (рушить, рвать). И это не является простым совпадением. Дело в том, что изначально, рубаха была самым простым одеянием – полотнище ткани, согнутое пополам с прорезанным отверстием для головы. Да и ножницы вошли в обиход намного позже, чем человечество освоило ткачество. Поэтому ткань для первых рубах именно отрывали, а не резали. Со временем, полотнище рубахи стали скреплять по бокам, а еще позже добавились прямоугольные куски ткани в верхней части рубахи – рукава. Славянскую рубаху можно считать еще и средством социальной интеграции. Ее носили как рядовые миряне, так и знать – отличие состояло лишь в качестве материала (лен, конопля и шелк, позже – хлопок) да богатстве отделки. По вороту, подолу и запястью русская национальная рубаха обязательно украшалась вышивкой-оберегом. В отличие от южно-славянских, русская мужская рубаха к 17-18 векам получает такие легко узнаваемые черты, как смещенный влево разрез на горловине (отсюда ее второе название – косоворотка), благодаря которому крестик не «вываливался» наружу, и длину по колено. Еще более интересны история и особенности женской русской рубахи.

Женская рубаха — традиции магнетизма

Славянская женская рубаха составляла основу любого национального наряда. В южных областях она одевалась под юбку-поневу, в центральных и северных – ее носили преимущественно с сарафанами. Такая льняная рубаха, длиной равная длине сарафана, называлась «стан». Различали будничные и праздничные женские рубахи, ворожбенные, покосные, кроме того, специальные рубахи были и для кормления младенцев.

Но, пожалуй, наиболее интересна рубаха-порукавка. Эта рубаха шилась с длинными (нередко до подола) рукавами. На уровне запястий делались прорези для рук, чтобы свисающие рукава можно было завязать за спиной. Впрочем, существовал и еще один способ ношения такой рубахи – лишняя длина рукава собиралась в складки и удерживалась наручнями. Конечно, такая рубаха не относилась к будничным – работать в ней было, мягко говоря, затруднительно (кстати, выражение «Работать спустя рукава» – именно отсюда). Изначально она использовалась для ворожбы и в процессе языческих религиозных обрядов (вспомните сказку о Царевне-лягушке!). Позже этот вид рубахи превратился в праздничную одежду, либо одежду для знати, хотя своего магического окраса не утратил. В «Слове о полку Игоревом» Ярославна рвется полететь птицею к своему князю, омыть его раны водой из Днепра-Славутича, утереть их своими рукавами. Даже спустя столько лет после принятия христианства русичи верили в целительную силу вышивок-оберегов нательных рубах. Кстати, из тех же соображений первую рубашку новорожденным на Руси шили из рубахи отца (для мальчика) или матери (для девочки). Такая одежда считалась мощным оберегом. Лишь в три года ребенок получал первую рубаху из «новья».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ