CqQRcNeHAv

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности1. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы разви¬тия личности

2. Обучение как целенаправленный процесс развития личности

3. Воспитание и формирование личности.

4. Воспитательные функции социальной среды. Социализация и ее факторы

Проблема развития личности — наиболее сложная и дискуссионная среди проблем педагогической теории и практики. Эта проблема рассмат¬ривается многими науками.

Следует различать понятия «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Многие ученые утверждают, что индивидом рожда¬ются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Мы часто употребляем понятия: развитие, формирование, социализация. Они не си¬нонимичны и их также следует различать. Более подробно остановимся на развитии.

Развитие — это универсальное свойство природы, человека, общества. В философском понимании развитие — это высший тип движения, измене¬ния материи и сознания, переход от одного качественного состояния к дру¬гому, от старого к новому. В психологии это понятие употребляется, когда речь идет о каком-либо изменении: прогрессивном или регрессивном. В педагогике — это качественно-количественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие — это процесс количественно-качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах че¬ловека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие — это морфологические, физиологиче-ские и биохимические изменения. Социальное развитие — это психические, интеллектуальные, духовные изменения.

Результатом развития является становление человека как биологиче¬ского вида и социального существа.

Процесс развития личности объясняется по-разному. Существует три концепции: биологическая, социальная и биосоциальная.

В соответствии с биологической концепцией человек — это биологи-ческое существо. На его природной сущности, потребностях, влечениях, инстинктах строится все поведение и этим же определяется развитие, вое- питание, по их мнению, может лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Социологическая концепция основана на представлениях о том, что человек, рождаясь как биологическое существо, постепенно социализиру¬ется под воздействием среды общества, ближайшего окружения; среда — определяющий фактор формирования личности, воспитание призвано кор¬ректировать характер влияния среды; яркое проявление биологической сущности человека говорит о низком уровне развития.

Биосоциальная концепция утверждает, что человек — существо био-логическое и социальное. Психические процессы имеют биологическую природу; направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления в результате объективных и специально организо¬ванных воздействий социальной среды.

Движущие силы развития личности — противоречия: общие и инди-видуальные; внешние и внутренние.

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ