CqQRcNeHAv

Р. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознании

Р. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознании

Р. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознанииР. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознанииЧитайте также:

Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в психологии

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — английский философ, основоположник английского эмпиризма. Родился в семье лорда, в 12 лет поступил в Кембриджский университет, обучался философии и юриспруденции.

Основная цель Бэкона — определить как наука может стать полезной человеку. Бэкону принадлежит идея науки о человеке и попытка выделить ее составляющие. Он утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Концепция души.

Выделяются два типа души и свойственные им способности.

1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.

Теория познания. Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира.

Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы или ловушки разума), обманывающие человека. Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

1) идолы рода, которые заложены в самой природе человека и

проистекающие из-за легковерности ума;

2) идолы пещеры — индивидуальные заблуждения отдельного человека,

зависящие от опыта, воспитания, привычек;

3) идолы площади — заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности людей, результат использования языка;

4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных догматов философии.

Значение психологических идей Бэкона

1. Завершил этап развития психологии, где предметом изучения

являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где главным предметом

3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой является

психология: философия рассматривает человека как такового, гражданская

философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, заложил

принцип междисциплинарности наук.

4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметов и задач, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными

задачами.

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ и математик, один из наиболее ярких представителей рационализма. Родился в знатной семье, получил хорошее образование, изучал как гуманитарные науки (латынь, риторика), так и математические (математика, физика, логика, метафизика), а также медицину и право. Умер простудившись во время уроков философии, которые давал шведской королеве Христине.

Декарт первым осуществил важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями, сосуществование которых основано на принципе психофизического взаимодействия (тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п. а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться). Такая позиция получила название -дуализм. Рассмотрим понятия тела и души в теории Декарта.

Тело — объект, которым можно манипулировать <сравнить современные манипуляции с телом, пластика, протезирование и т.д.). Способностью тела является движение, а принципом его работы — рефлекс, т. е. механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Душа по Декарту — это внутренний мир, духовное бытие, доступное для самонаблюдения, мир сознания и самосознания. Способность души — это мышление, а принцип ее работы — рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей.

Предметом изучения психологии становится сознание. Методом познания является систематическое сомнение: следует сомневаться во всем, независимо от того, представляется ли оно естественным или сверхъестественным. Этот метод стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину.

Р. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознании

Р. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознании

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ