CqQRcNeHAv

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психологияПсихология развития и возрастная психологияПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

6. Контрольные вопросы по разделам дисциплины « Психология развития и возрастная психология».

Семестр 3

Тема: «Предмет и задачи психологии развития. Основ­ные категории психологии развития».

Многообразие подходов к пониманию предмета и задач психологии развития и возрастной психологии. Периоды развития человека в онтогенезе.

Анализ содержания понятий «психическое развитие» и «развитие психики». Основные категории психологии развития и возрастной психологии.

Эволюция процесса отражения и психики в живой природе.

Явление «госпитализма». Последствия сенсорной депривации в развитии ребенка.

Социализация и инкультурация в изменяющемся мире. Культура в качестве объяснительного принципа в психологии развития.

Тема: «Методологические проблемы психологии развития и возрастной психологии. Методы исследования в психологии развития».

Общая и частная методология психологии развития. Взаимосвязь теории и методов в изучении психического развития ребенка.

Вопрос о движущих силах психического развития человека как центральная проблема психологии развития и возрастной психологии. Исторический аспект.

Основные методы организации исследований психического развития человека. Принципы планирования и проведения психологического исследования.

Методы сбора данных в психологии развития и возрастной психологии. Количественные и качественные методы в психоло­гии.

Психологический диагноз и этика исследования психического развития.

Тема: «Основные психологические школы зарубежной психологии развития».

11. Общая характеристика основных концепций детского развития: Боулби, З.Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, В. Штерн, В. Выготский.

12. Биогенетический и социогенетический подходы.

13. Психоанализ о проблемах психического развития. Развитие личности в психоаналитической концепции.

14. Бихевиоризм и теория социального научения.

15. Научное наследие В. Штерна.

16. Когнитивные теории развития человека.

17. Этологическая концепция психического развития Боулби.

18. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

19. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

Тема: «Теории психического развития в советской пси­хологии: культурно-историческая теория психического раз­вития Л.С. Выготского».

Ключевые понятия культурно-исторической теории. Анализ содержания понятий: «социальная ситуация развития», «ново­образование», «высшие психические функции», « актуальный уровень развития», «зона ближайшего развития».

21. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. «Вершинная» психология Выготского. Законы детского развития.

22. Проблема психического развития в концепции Л. Выготского. Структура и динамика психического развития в концепции Л. С. Выготского.

23. Проблема обучения и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Актуальное психическое развитие.

24. Анализ и систематизация факторов психического развития ребенка, рассматриваемых в культурно-исторической теории развития. Взаимосвязь обучения и развития.

25. Знаковое опосредование высших психических функций человека. Закон развития высших психических функций.

26. Психическое развитие как развитие смысловой структуры сознания.

27. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для развития психологии.

Тема: «Теории психического развития в советской пси­хологии: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина».

24. Периодизация психического развития в онтогенезе. Отечественная школа Д.Б. Эльконина.

25. Роль игры в онто­генезе личности.

Тема: «Основные направления и закономерности разви­тия деятельности в онтогенезе».

26. Психологическая теория деятельности и возрастное раз­витие. Поня­тие ведущего вида деятельности.

27. Роль взрослого в психическом развитии ребенка. Развитие общения ребенка со взрослым.

28. Деятельность и формирование сенсорной сферы ребенка.

29. Закономерности онтогенеза общения и мотивационной сферы индивида.

30. Развитие произвольной и волевой регуляции деятельности.

Тема: «Пренатальное развитие. Младенчество и раннее детство (0-3 года)».

23. Общая характеристика пренатального развития.

24. Общая характеристика младенческого возраста.

25. Психологические особенности новорожденности и младенчества.

26. Подготовительный этап речевого развития. Кризис первого года жизни.

27. Характеристика раннего возраста. Формирование сенсомоторной сферы

ребенка.

28. Становление произвольного поведения в раннем возрасте.

29. Процессуальная игра ребенка второго года жизни. Игровые замещения.

30. Становление потребности в общении со сверстником. Основные характерные особенности общения детей друг с другом.

31. Основные проявления кризиса 3-х лет.

Семестр 4

Тема: «Дошкольный возраст (3–6/7 лет)».

40. Дошкольный возраст. Общая характеристика дошкольного детства.

41. Социальная природа ролевой игры дошкольника. Психологический анализ культурного пространства игры

42. Познавательное развитие дошкольника.

43. Развитие активности и самостоятельности мыслительной деятельности дошкольника.

44. Функции воображения и этапы его развития у дошкольника,

45. Исследования произвольного поведения. Ролевая игра и игра с правилом как школа произвольного поведения.

46. Специфика общения дошкольников со сверстниками.

47. Кризис пяти-семи лет и проблема готовности ребенка к школе.

Тема: «Среднее детство (6/7–11/12 лет)».

48. Виды психологической готовности к школьному обучению. Роль взрослого в учебной ситуации.

49. Диагностика психологической готовности к школьному обучению. Основ­ные принципы разработки диагностической программы.

50. Проблемы психического развития детей среднего детства (7-10 лет) в отечественных и зарубежных концепциях развития (Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

51. Формирование умения учиться и позиции учащегося (Г. Цукерман,

В. Слободчиков).

52. Ведущая деятельность младшего школьного возраста и ее структура. Задачи развития и обучения детей 6-10 лет. Проблема оценки.

53. «Проблемные дети» в школе: синдром дефицита внимания, эмоциональные нарушения, неспособность к обучению.

Тема: «Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет)».

54. Отрочество и его специфические черты. Общая характеристика возраста.

55. Ценность отрочества (психосоциальное развитие подростков). Личностные особенности подростков.

56. Подростковый кризис и психическое здоровье подростка. Задачи психолога в кризисные периоды.

58. Проблема формирования личностной идентичности как основная проблема взросления.

60. Проблема школьной адаптации в старших классах. Сверстники, друзья и

социальная среда.

61. Статусная модель эго-идентичности Марсиа.

62. Подходы к исследованию идентичности Мид, Фогельсон, Ваттерман и др.

63. Ранняя юность. Общая характеристика. Отечественные и западные возрас­тные классификации юности.

64. Задачи развития в ранней юности, возрастной кризис и основные новообра­зования.

65. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределе­ние в юности.

66. Самосознание и самопознание в подростковом и юношеском возрасте.

67. Любовь как условие личностного роста. Искажения и нарушения чувства

любви.

Тема: «Зрелость и старость (20–75 лет)».

68. Проблема определения оснований для построения пе­риодизации психического развития на этапе зрелости. Задачи развития личности на этапе зрелости.

69. Ранняя зрелость (от 20-25 лет). Критерий развития зрелости. Общая

характеристика ранней зрелости.

70. Переход к средней зрелости (30 лет) как нормативный кризис. Общая

характеристика средней зрелости.

71. Когнитивное развитие в периоды ранней, средней и поздней зрелости.

72. Период старения и старости. Профилактика старения.

73. Зрелость как вершина жизненного пути.

7. Перечень основной и дополнительной литературы

а) Основная литература:

Берк Л. Развитие ребенка – 6-ое изд. Издательство «Питер» 2008. – 1056с

Бокум Д. Крайг Г. Психология развития. — 9-е изд. Издательство «Питер» 2010 – 2011. — 944 с

Психология развития: Учебник для высш. психол. чеб. аведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М. Академия, 2007. – 528с. ( экземпляров в библиотеке СГУ)

Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — Издательство «Гардарики», 2009 – с.

б) Дополнительная литература:

Волкова А.И. Писохология общения: учеб. пособие / А.И. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 445с.

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия (5-е изд. стер.) учеб. пособие. Издательский центр «Академия». 2008.- 368 с.

Зеер Э.Ф. Психология професий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер.-5-е иэд. Перераб. И доп. — М. Акад. Проект: Фонд «мир», 2008.- 329с.

Косякова О.О. Психология развития в пренатальности и младенчестве: учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 157с.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Издательство «Питер», 2009.- 320с.

Леонтьев А.А. Психология общения.- 5-е изд. стер.- М.:Академия, 2008.- 365с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия (7-е изд. перераб. и доп.) учеб. пособие, Издательский центр «Академия», 2008.- 624 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития (12-е изд. стер.) учебник. издательский центр «Академия», 2009.- 640с

Райс Ф. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. Издательство «Питер», 2011 — с. 816

Сергиенко Е. А. Лебедева Е. И. Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе человека. – М. Из – во « Институт психологии РАН», 2009.- 415с.

Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для ВУЗов. Издательство «Питер», 2009.- 320с.

Стюарт – Гамельтон Психология старения.- 4-ое изд. Издательство «Питер», 2010 — с. 512

Эльконин Б.Д. Психология развития. учеб. пособие. — 3-е изд. стер. — М. Академия, 2007. — 141 с

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ