CqQRcNeHAv

Психология педагогической саморегуляции

Психология педагогической саморегуляции

Психология педагогической саморегуляцииПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск

Шагивалеева Г.Р.,

Бильданова В.Р.

Елабужский государственный педагогический университет

Ещё на рубеже 20 века академик В.И. Вернадский разработал учение о но-осфере, сфере разума, возникающей в результате деятельности человека по удовлетворению своих потребностей. Одним из следствий расширения ноосферы является мощное, и не всегда позитивное, антропогенное воздействие на природу, среду естественного обитания человека. Современный человек, особенно в городах, испытывает колоссальные нервные перегрузки, вызванные обилием информации. И не только на производстве, но и дома (компьютер, телевизор, телефон). Всё это способствует истощению нервной системы. Наше время, таким образом, отмечено возникновением или усилением целого ряда факторов, разрушительно влияющих на психическое и физическое здоровье. Борьба с негативными явлениями и является целью психической саморегуляции.

Психическая саморегуляция (ПСР) представляет собой совокупность приёмов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. Одновременно снижается уровень эмоциональной напряжённости, повышается работоспособность и степень психологического комфорта.

Профессия учителя связана с удовлетворением интеллектуальных потребностей. Поставив превыше всего интеллектуальные нагрузки, учитель подвергает организм бесконечным психическим перегрузкам. Работая, педагоги склонны игнорировать накапливаемые напряжения и усталость, забывая нужное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал». Учителю нужно уметь не только восполнять свои ресурсы, но и мудро растрачивать их в течение учебного года. Для этого и необходимо иметь представление о природе стресса и способах саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает в следующих случаях:

1.Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой.

2.Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный.

3.Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.

4. Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.

5.Действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей.

6. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями – реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий.

Зачастую ситуация, явившаяся источником отрицательных эмоций, становится навязчивой, вновь и вновь возникая в памяти. Человек постоянно находится в угнетённом состоянии, он не силах сконцентрироваться на текущих проблемах. Происходит формирование стойкого очага возбуждения – доминанты, которая, по теории А.А. Ухтомского, постоянно поддерживает своё возбуждения за счёт торможения реакций на текущие раздражители. Борьба с возникающими доминантами и является целью психической саморегуляции. Чтобы достичь уровня контроля над психикой, требуются систематические тренировки и регулярные консультации психолога. В реальных условиях это не всегда осуществимо. Однако вполне выполнимой представляется задача обучения конкретным методам самокоррекции и оптимизации психического состояния. Для оптимизации психического состояния в саморегуляции существуют самые разнообразные методы – гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, ароматерапия, арттерапия, цветотерапия и другие.

В процессе деятельности любого рода возникает утомление, которое поначалу носит слабо выраженный характер. Именно в этот момент необходимо оптимизировать состояние, не допуская перезагрузки нервной системы, с которой бороться уже намного труднее.

Ниже предлагаются комплексы и упражнения, с помощью которых можно осуществить эту задачу. Комплексы состоят из довольно простых упражнений, занимающих по времени от 1 до 15 минут. Следует заметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, эффект от их выполнения будет достигнут лишь при условии регулярной практики.

Комплекс№1

Рекомендуется при умственном утомлении.

1.Положение стоя. Глаза расфокусированы, полуприкрыты, мышцы расслаблены.

2.Активно потереть ладони, тыльные стороны кистей до ощущения тепла.

3.Пальцами погладить голову в направлении роста волос – от лба к затылку.

4.Концевыми фалангами пальцев мягко погладить лоб, щеки, подбородок, ушные раковины. Повторить 3-4 раза.

5. Расслабив мышцы шеи, сделать по 3 полных медленных оборота головой в каждую сторону.

6.Положив подбородок на грудь, напрячь мышцы шеи на 4-6с.

7.Выполнить 5 круговых махов прямыми руками вперед и столько же назад.

8.Левой кистью, энергично разминая, промассировать плечо и предплечье правой руки. Сделать то же для левой руки.

9.В течение 5с максимально напрягать грудные мышцы, а затем резко расслабить их.

10. Соединив за спиной прямые руки «в замок», максимально поднять их, вызвав тем самым сильное напряжение между лопатками. Время напряжения 5-7с.

11. Гребнями сжатых в кулаки рук энергично растереть спину от боков к позвоночнику, последовательно перемещая кулаки вниз, от лопаток к талии. Время выполнения 8-10с.

12. Положив левую ладонь поверх правой, круговыми движениями растереть область живота. Время выполнения 8-10с.

13. Наклониться назад с напряжением в области поясницы. Время напряжения 5-7с.

14. Полностью расслабив верхнюю половину тела, выполнить 4-5 медленных приседаний.

15. На вдохе медленно поднять руки через стороны вверх и, пристав на цыпочки, задержать дыхание на 3-4с. Также медленно через стороны опустить руки с одновременным выдохом. Повторить 2-3 раза.

Примечание: при выполнении комплекса необходимо четко концентрировать внимание на напрягаемых группах мышц.

Комплекс№2

Выполняется при необходимости снять излишнее нервное возбуждение.

1.Положение сидя. Глаза полуприкрыты, мышцы расслаблены.

2.Диафрагмальное дыхание. Вдох на 4с, при этом передняя стенка живота выпячивается вперед. Выдох на4с с втягиванием передней стенки живота. Затем задержка дыхания на 8с. Повторить 8 раз.

Комплекс№3

Рекомендуется выполнять при утомлении глаз. Положение сидя, мышцы расслаблены.

1.На вдохе, не поворачивая головы, скосить глаза до предела вправо, на выдохе – вернуть в исходное положение. Повторить то же влево. Прикрыть глаза на 4-5с, расслабиться.

2.То же до предела вверх и до предела вниз. То же в направлении левый верхний угол – правый нижний.

3.Скосить глаза до предела вправо и медленно описать ими круг максимально возможного радиуса против часовой стрелки.

4.То же по часовой стрелки.

5.Прикрыть глаза, расслабиться (30с).

Комплекс№4

Рекомендуется выполнять при головной боли, положение сидя, мышцы расслаблены.

1.Вдох животом на 4с, выдох на 4с, задержка дыхания на выдохе 4с. Повторить 3-4 раза.

2.Одновременно пальцами обеих рук нажимать на макушку. Время нажатия – 45с. Затем резко убрать пальцы. Тоже повторить на затылке.

3.«Барабанная дробь» по макушке расслабленными пальцами обеих рук 30-40с.

4.Прикрыть глаза. Ладонями обеих рук медленно пригладить волосы от лба к затылку. Концентрация внимания на поверхности ладоней. Повторить 7-10 раз, с каждым разом ослабляя контакт руки с волосами.

5.Ладонью энергично погладить несколько раз заднюю поверхность шеи. То же сделать другой рукой. Интенсивно промассировать ладонью воротниковую область (пониже шеи). Повторить другой рукой.

6.Гребнями кулаков обеих рук энергично промассировать спину.

7.Энергично напрячь вытянутые ноги. Расслабить мышцы пальцев ног и покрутить с напряжением стопой каждой ноги в разные стороны.

Комплекс№5

При выполнение значительно увеличивается энергопотенциал, восстанавливается эмоциональная уравновешенность.

1.Стоя, ноги шире плеч. Поднять руки, выпрямить, перенести вправо от себя и представить шар между ладонями. Левая рука сверху, правая снизу, диаметр шара – 0,5м.

2.На вдохе перевернуть шар, так чтобы правая и левая рука поменялись местами. На выдохе медленно переносим шар влево. На вдохе переворачиваем шар. На выдохе так же медленно переносим шар вправо.

3.Повторить 7-8 раз. Важна непрерывная концентрация внимания на шаре: сопровождаем его движение взглядом, стараемся почувствовать его ладонями.

Комплекс№6

Рекомендуется при малоподвижной работе.

1.Предварительно вырезать из цветной бумаги 15-20 кругов диаметром 20-25см. Набор должен включать наряду с основными цветами спектра достаточное количество полутонов.

2.При ощущении легкого утомления следует выбрать круг, цвет которого наиболее комфортен в данный момент для занимающегося. Далее расслабить мышцы лица и блуждающим взглядом сканировать поверхность круга в течение 1,5-2 мин.

3.Если комплекс выполняется периодически, 3-4 раза на протяжении рабочего дня, то наблюдается значительно меньшее снижение работоспособности к его окончанию.

Комплекс№7

Это упражнение, заимствованные у монахов Тибета, оказывают комплексное оздоровительное и тонизирующее влияние на организм. В первую неделю упражнения выполняются по 3 раза, во вторую – 5, в третью – 7 и т.д. до 21 повторения включительно. Обычно эффект наблюдается уже после 2-3 недель. Время выполнения – утром или вечером, за 1-2 часа до сна.

1.Стоя, руки вытянуть в стороны. Сохраняя положение рук, выполнить круговое вращение вокруг своей оси по часовой стрелки (если смотреть сверху).

2.Лежа на спине, с вытянутыми вдоль тела руками. Прижав ладони к полу, поднять голову, касаясь подбородком груди. После этого – поднять прямые ноги вверх под прямым углом к полу. Вернуться в исходное положение.

3.Стоя на коленях, кисти рук расположены на задней поверхности бёдер, под ягодицами. Отбрасывая голову назад и выпячивая грудную клетку, прогнуться назад, опираясь руками о бёдра. Вернуться в исходное состояние.

4.Сидя на полу, с прижатыми к груди подбородком и вытянутыми вперёд ногами. Ступни — на ширине плеч. Ладони – по бокам от ягодиц. Запрокинув голову как можно дальше назад, поднять туловище до горизонтального положения, опираясь на кисти и ступни. При этом голени и руки расположены вертикально. Вернуться в исходное положение.

5.Лежа, упор на руках прогнувшись. Тело опирается только на кисти и подушечки пальцев ног. Кисти и ступни на расстоянии немного шире плеч. Прижимая подбородок к груди, прогнуться в обратном направлении, при этом тело принимает положение острого угла вершиной вверх. Руки и ноги – прямые.

Рекомендации к проведению занятий по саморегуляции: обучение навыкам саморегуляции при индивидуальных психологических консультациях менее эффективно, чем в группах. В некоторых случаях целесообразно делить исходную группу на подгруппы с учетом психофизиологических особенностей обучающихся. В начале занятий проводится собеседование с участниками группы, в ходе которого выявляются их запросы, индивидуальные свойства и умения. Это дает возможность более эффективно организовать обучение. В дополнение к этому желательно провести тестирование с помощью методик экспресс – диагностики функционального состояния, например, теста шкалы самооценки Спилбергера – Ханина.

На первой стадии рекомендуются физические упражнения как эффективное средство снятия мышечных зажимов. Одновременно следует побуждать занимающихся к отслеживанию своих ощущений – мышечных, тактильных и т.д. что поможет им быстрее овладеть навыками визуализации и релаксации, обрести опыт самодиагностики, а впоследствии и самокоррекции.

При длительной работе с группой необходимо предложить всем занимающимся вести дневники самоконтроля, в которых они могли бы фиксировать как свое физическое и эмоциональное состояние (аппетит, сон, пульс, самочувствие, настроение), так и содержание занятий, используемые в них методы, впечатления от тренировок. Содержание дневника позволяет оценить успешность обучения и дает полезный материал при проведении индивидуальных консультаций.

Таким образом, изучение психической саморегуляции оказывается регуляционным освоением себя самого. Человек становится хозяином самого себя. Он восстанавливает связь с законно принадлежащим ему сокровищем, имя которому — тело. Именно через освоение собственного тела он начинает по-новому воспринимать окружающую действительность.

Для того чтобы умело управляться с собственным организмом, необходимо любить себя, да и относиться к своему телу необходимо с превеликим почтением и безусловным уважением. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, всегда имеет выбор в систематическом восполнении энергии.

Психология педагогической саморегуляции

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ