CqQRcNeHAv

Психология личности л первин

Фото момента

Психология личности л первинПсихология личности л первинУсловно разделим личность на два основных плана: субъективно значимый и объективно значимый. Субъективно значимый план (СЗП) личности состоит из двух важных модулей: физиологический (1) и психологический (2). Физиологический модуль – тело, состояние здоровья. Психологический модуль – психологические свойства личности, определяемые совокупностью личностно-психологических качеств. СЗП является своеобразным несущим фундаментом личности, поэтому обеспечение его надежности и прочности является наипервейшей задачей. Объективно значимый план личности (ОЗП) состоит также из двух модулей. Модуль 3 – система навыков социального взаимодействия. Модуль 4 – система позиций восприятия. Теперь остановимся подробнее на каждом плане личности и рассмотрим предлагаемые нами критерии оценки уровня личностного развития по каждому из модулей.

Субъективно значимый план («отношения с самим собой»)

Модуль 1: уровень физического здоровья и развития напрямую влияет на общие потенциальные возможности личности. Древнее высказывание «в здоровом теле здоровый дух» как нельзя более точно описывает давно установленную прямую зависимость между физическим здоровьем и общим жизненным потенциалом. Чем лучше здоровье и чем выше уровень физического развития (что определяется в конкретных медицинских и физических показателях) – тем выше уровень личностного развития в этом модуле.

Модуль 2: представляет собой совокупность личностно-психологических качеств, среди которых ряд научных исследователей (Анохин С.М. Бочарова В.Г. Григорьев С.И. Гуреев А.П. Гаркуша Н.В. Зимняя И.А. Кураленкова Н.П. Магин В.А. Пеньков В.Е. Сивцова И.В. Сластенин В.А.) с точки зрения значимости для специалиста-педагога выделяют следующие: преобладающе стенический эмоциональный фон, невозмутимость, положительно-конструктивное принятие себя, стрессоустойчивость, гибкость реакций на внешние изменения, эмпатия, высокий уровень рефлексии, терпимость и понимание по отношению к мировоззрению других людей и т.д. При этом, нам представляется важным заметить, что принадлежность вышеперечисленных качеств именно к субъективно-значимому плану личности весьма условна, так как многие из этих качеств являются вырабатываемыми в течение жизни навыками социального взаимодействия и могут быть отнесены к объективно-значимому плану личности. Но, так как эти качества-навыки оказывают прямое влияние на степень внутриличностного, субъективного благополучия человека, то мы и будем их рассматривать как в разрезе субъективно-значимого, так и в разрезе объективно-значимого плана личности. Степень выраженности, развитости данных качеств говорит о степени личностного развития в данном модуле общей личностной структуры. Также в данном модуле учитываются психо-физиологические особенности личности: свойства нервной системы, темперамент. Но, как заметили в своих работах Теплов и Павлов (мы рассматривали их концептуальные положения выше), даже физиологические характеристики нервной системы, имеющие физиологическую обусловленность, не остаются неизменными на протяжении жизни человека, а подвержены изменениям, т.е. – нервная система весьма пластична. Поэтому, психо-физиологические особенности нами будут учитываться, но основное внимание мы будем уделять тому направлению личностного развития и тем личностным характеристикам, которые являются объективно значимыми как для общежизненного благополучия личности, так и для успешной профессиональной деятельности в рамках рассматриваемой нами специальности.

Объективно значимый план («отношения с миром»)

Модуль 3: методологической основой для выделения данного модуля личности послужили концептуальные положения когнивной, социально-когнитивной, информационно-когнитивной теорий личности, теории научения, концептуальные положения Теплова, Павлова относительно пластичности характеристик и свойств нервной системы в результате личностно-социального взаимодействия и др. Система навыков социального взаимодействия базируется на том социальном опыте, который человек приобретает в результате процесса социализации (первичной, вторичной). Данная система состоит из ролевых предпочтений, усвоенных шаблонов реагирования и т.д. Уровень личностного развития по данному параметру оценивается с точки зрения конструктивности используемых навыков взаимодействия, оптимальности их применения, богатства ролевого арсенала, скорости адаптации к изменениям внешних социальных условий и т.д.

Модуль 4: система позиций восприятия. 1-ая позиция – оценка всего с точки зрения собственных желаний и потребностей (аналогична эгоцентрическому смысловому уровню по Б.С. Братусю); 2-ая позиция – оценка с точки зрения интересов и потребностей другого человека (по Братусю – группоцентрический смысловой уровень); 3-я позиция – оценка с точки зрения потребностей и интересов социального окружения (аналогия – просоциальный смысловой уровень у Б.С. Братуся); 4-ая позиция – оценка с точки зрения человеческого общества в целом, глобальная оценка (частично аналогией может послужить духовный смысловой уровень, выделяемый в работах Б.С. Братуся, но данный ученый наделяет данный уровень метафизическим смыслом, тогда как синтез-концепция придерживается исключительно практического понимания данной позиции восприятия, оценивая ее как определенный уровень целеполагания в рамках социального взаимодействия). Уровень личностного развития в данном модуле личностной структуры определяется степенью владения всеми четырьмя позициями восприятия.

Итак, в вышеописанной структуре личности, как мы можем убедиться, присутствуют не только те элементы, которые значимы лишь индивидуально, но и те, которые характеризуют личность в самом общем философском плане как субъект системных отношений. И в этом случае личностный рост мы будем определять не только по степени индивидуального благополучия, но и по степени конструктивности внешнего взаимодействия, которое является залогом поддержания и повышения жизненного потенциала человеческого общества в целом, а значит, и каждого отдельного человека, являющегося неотъемлемой частичкой, клеточкой общественного организма.

При этом нам не избежать общенаучного, также важного с общефилософской, методологической стороны вопроса, касающегося врожденных предрасположенностей личности. Существуют ли такие экзистенциальные предрасположености, и если существуют, то являются ли они изначально конструктивными (как утверждают сторонники гуманистической концепции) или деструктивными (как утверждают сторонники психоанализа)? Более того, существует, как мы смогли убедиться при рассмотрении теорий личности, предположение, что личность при рождении не имеет предрасположенностей развития вовсе, и весь процесс личностного становления детерминируется исключительно факторами социального и иного окружения (или личность и социальное окружение находятся в ситуации взаимовлияния и взаимообусловленности).

При формулировании положений на этот счет мы берем за основу концептуальные положения А.Маслоу о самоактуализации и ориентирование на те модели совершенства, которых может достичь человек в процессе саморазвития; также мы опираемся на положения когнитивных теорий и теорий научения, которые постулируют вариативность путей личностного развития в зависимости от характера взаимоотношений личности и социального окружения, исключая при этом детерминированность личностного развития генетическими факторами; мы опираемся также на многочисленные исследования наших отечественных ученых, рассматривающих человека как субъекта деятельности (Абульханова-Славская К.А. Ананьев Б.Г. Брушлинский А.В. Волкова Е.Н. Леонтьев А.Н. Рубинштейн С.Л. Слободчиков В.И. Чудновский В.Э. и др.). Ведущая способность субъекта – это, как мы знаем, способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю. Мы также вслед за такими отечественными исследователями, как Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др. считаем личность «орудием», своеобразным инструментом социального взаимодействия, формирующегося прижизненно. И нелишним с нашей стороны будет повторить положение о том, что основная плоскость личности – позиция человека в мире.

В свете вышеописанных концептуальных положений, которые мы берем в качестве методологической основы, генетические характеристики индивида не являются факторами личностного роста. Они лишь являются условиями, которые необходимо учесть при определении некоторых индивидуальных моментов при методическом определении структуры программы личностного развития, и при этом направление личностного роста должно определяться на общефилософском уровне, в рамках задач повышения жизненного потенциала всего человеческого вида (который существует в тесной взаимосвязи с другими видами жизненной организации на земле).

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 38

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 47

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 209

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 209

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 259

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 268

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 316

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 382

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 383

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 434

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 447

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М. Аспект Пресс, 2000. – С. 248

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 141

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 143

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 144-145

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 147

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 149

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 151

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 157

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 158-159

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М. Наука, 1980. – 335 с. – С. 210

Садовская Татьяна Львовна. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития. (дис канд пед наук) – Екатеринбург, 2001. – С. 12-13

В.В.Петухов, В.В.Столин. Психология. – М. изд-во Московского ун-та, 1989. – с. 25

Б.С.Братусь. Аномалии личности. – М. Мысль, 1988

Б.С.Братусь. Аномалии личности. – М. Мысль, 1988

Б.С. Братусь. Аномалии личности. – М, 1988.- С. 100

М.Мириманова. Рефлексия как механизм развития сомоорганизующихся систем // Развитие личности. – 2001. №1 – с. 49-66

Л.С.Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. – М. 1982-1984. – с. 248

Ухтомский А.А. Собр соч. Т.1. Л. изд-во Ленингр ун-та, 1950. – С. 299

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М. Изд-во МГУ, 1981 – 583 с.

Зинченко В.П. Вклад А.А. Ухтомского в психологическую физиологию//Вопросы психологии. 1995. №5. с. 79-80

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М. Изд-во МГУ, 1981 – С. 421

Миронова Марина Николаевна. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога. – Дис. Канд. Психол наук. – Москва, 2002. – С. 21

Садовская Татьяна Львовна. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития. (дис канд пед наук) – Екатеринбург, 2001. – С. 15

Л.С.Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. – М. 1982-1984. – с. 225

Серегина Илона Альбертовна. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога. (автореферат дис канд психол наук). – Москва, 1999. – С. 3

Волкова Елена Николаевна. Субъектность педагога: теория и практика. (автореферат на соиск степени доктора психол наук). – М. 1998. – С.12

Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб. Питер, 2001. – С. 121-122.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е издание, перераб. и дополн. — М. Издательская корпорация «Логос», 1998. – С. 241.

Козлов Н.И. «Теоретико-методологические основания изучения социализации и инкультурации в динамичном обществе». – автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М. 2000. – с.12.

Б.С.Братусь. Аномалии личности. – М. Мысль, 1988

Психология личности л первин

Психология личности л первин

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ