CqQRcNeHAv

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Справочное издание Петренко М. В

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Справочное издание Петренко М. В.

61. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ, СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Справочное издание Петренко М. ВПедагогические конфликты могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся и учащимся (межличностные), между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами (межгрупповой).

Для предупреждения и разрешения конфликтов необходимо понимать и проанализировать причины возникновения педагогического конфликта. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:

- учебно-воспитательным процессом;

- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями учителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.;

- личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью.

Для учителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:

- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, таки заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для возникновения конфликта готова;

- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

- психологические особенности ребенка, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;

- определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений;

- открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники могут высказать свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта. Суть ее в следующем:

- определить проблему конфликта в общих чертах:

- выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные ученики. группы, классы и т. д.);

- определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный -выбор оптимальной стратегии поведения для данного конкретного случая.

В разрешении педагогических конфликтов очень важная роль принадлежит учителю, который может выступить в качестве посредника конфликтующих сторон. Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки «сохранить лицо». Учителю нужно помнить, что попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп и т. д.

Поэтому учитель-посредник должен в первую очередь выяснить причину конфликта и попытаться устранить ее. Успешность деятельности учителя как посредника может зависеть от ряда факторов: доверия к нему участников конфликта, беспристрастности учителя к обеим сторонам конфликта, оценки участниками конфликта принятого учителем решения как справедливого. Умение разрешать педагогический конфликт требует от учителя большого педагогического мастерства и опыта.

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома вы можете сделать следующими способами:

  • Позвоните по телефону горячей линии +7(903) 010-70-95 (в Москве), +7 (911) 286 59 22 (в Санкт-Петербурге), или
  • Напишите сообщение по адресу info@metropolys.ru. или
  • Заполните форму заказа :

Сформируйте заказ, заполнив поля формы, и нажмите кнопку «отправить»:

Внимание : оставляйте альтернативные способы связи — телефоны, адреса почты. Пожалуйста, внимательно заполняйте поля "E-mail" и "Телефон". При написании телефона указывайте также междугородный код города.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Справочное издание Петренко М. В

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ