CqQRcNeHAv

Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении

Психологическое консультирование по проблемам межпоколенческого общения в семье Бережная Мария Сергеевна

Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общенииДиссертация — 480 руб. доставка 10 минут. круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб. доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические и методологические основы исследования межпоколенческого общения в семье 11

1. Современное состояние семьи в России 11

2. Основные теоретические положения исследования межпоколенческого общения в семье 15

II. Современное состояние психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье 91

1. Особенности психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения семьи 91

2. Методы психологического консультирования 95

3. Программа психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье ПО

4.Результаты апробации программы психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье 119

Выводы 127

Библиография 130

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема межпоколенческого общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят более эмоциональный и духовный характер, на второй план отошли экономические и демографические модели взаимодействия в семье. Особое значение приобрело межличностное общение и взаимопонимание, что вынуждает современную семью вырабатывать новые модели взаимодействия между поколениями.

Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании, понимании и т.д. что вызывает внутриличностные конфликты, снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака. Большинство семейных кланов состоит из трех, иногда четырех поколений. Все эти поколения тесно связаны между. собой и оказывают друг на друга сильное воздействие. Отношения между родственниками строятся нередко очень непросто. В некоторых случаях они превращаются в настоящую войну, в других — родные просто избегают друг друга. Они погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, реже общаются со своими близкими.

Многие вопросы, связанные со становлением молодой семьи, незаслуженно остаются в стороне от научного анализа. К ним относится и проблема межличностного общения молодой семьи со старшим поколением.

Современное состояние семьи в России детерминировано рядом факторов, основными из которых являются: общие цивилизационные тен денции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям; специфика российской культуры, региональные, этнические и религиозные особенности; противоречивые результаты развития семьи в условиях бывшего СССР; кардинальные изменения, охватившие все российское общество. В российских семьях, в отличие от западноевропейских, дети очень поздно обособляются от родителей. Из-за жилищных проблем, трудностей в воспитании детей, а также по ряду иных (чаще — психологических) причин женатые дети остаются с родителями.

Несмотря на развитие соответствующих служб, проблема консультирования семей, в которых живут представители разных поколений, в современной психологической науке недостаточно разработана.

Состояние разработанности проблемы исследования: Психологическая наука обладает достаточно большим запасом знаний в области психологии семейных отношений. Существует ряд работ, рассматривающих социально-психологические факторы отношений в семье, а также психотерапию семьи, как зарубежных авторов (Скиннер Р.Длииз Д. 1995, Бергес Р. 1981, Эдварде Дж.1969, Кепхарт В.1972, Винч Р.1971, Пезешкиан Н.1993, Ричардсон Р. 1994, Витек К.1988, Минухин СФишманХ. 1981,ПалаццолиМ.1981,Бэндлер Р.1993, Хэйли Дж.1996, Ватцлавик П. Бивин Дж. Джексон Д. 1997, Бурнгам Дж.), так и российских ученых (Дмитриенко А.К.1989, Абалакина М.А. Агеев B.C.1990, Мишина Т.М.1983,Мягер К.К.1976, Сермягина О.С.1991, Алешина Ю.Е. 1987, Литвинова Р. М. 1994, Меныпутин В. П. 1989, Бодалев А. А. Сто-лин В. В. 1981, Добрович А. Б. 1985, Спиваковская А. С. 1987, Сысенко В. А. 1989, Шурман С. Г. 1992, Дружинин В.Н. 1996, Смехов В. А. 1985, Ковалев С. В. 1988, Егидес А. П. 1987, Навайтис Г. 1995, Эйдемиллер Э. Г. 1990 и др.). Существует также множество социально-демографических исследований в области молодой семьи (Родзинская Н. Ю. 1977. Чуйко Л.

Никитенко В. 1979. Ружже В. Л. Елисеева И. И. Дадибур Т. С. 1983, Кутеар Д. 1980, Дементьева И. Ф. 1991, Голод С. И. 1984). подтверждающих актуальность проблемы межличностного общения молодой семьи со старшим поколением.

В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейном психологическом консультировании: психодинамическое (Мягер В.К. Мишина Т.М. 1976, Костерева В.Я. 1979, Трегубов И.Б. 1987, Бабин СМ. 1996, Аккерман Н.В. Франклин П.Ф. 1985), системное и стратегическое (Эйдемиллер Э.Г. 1990,1994, Чаева СИ. 1992, Хэйли Дж.,1976, Минухин С, Фишман Х.К.,1981, Палаццоли М.К. 1981, Бурнгам Дж. 1991), а также эклектическое (Захаров А.И. 1982).

Тем не менее, в психологии семьи данной проблеме уделяется мало внимания и практически не рассматривается проблема коррекции взаимоотношений молодой семьи со старшим поколением.

Цель исследования: изучение особенностей психологического консультирования по проблеме межпоколенческого общения в семье.

Объект исследования: процесс общения совместно проживающих родительской и молодой семьей.

Предмет исследования: специфика психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье.

Гипотезы исследования:

1) Основными факторами, влияющими на возникновение проблем межпоколенческого общения в семьях, где совместно проживают родительская и молодая семья, являются особенности личного опыта каждого члена семьи: чем больше различий в личностном опыте членов семьи, тем больше межпоколенческая напряженность.

2) Психологическое консультирование многопоколенной семьи способствует снижению психологической напряженности в ней посредством специально организованной деятельности психолога-консультанта, направленной на формирование совместного позитивного опыта взаимодействия друг с другом.

3) Сочетание индивидуального и группового консультирования способствует изменению взаимоотношений между родительской и молодой семьей от парадигмы «Мы-Они» к парадигме «Мы».

Задачи исследования:

1) Изучение исследований, проведенных в психологии и смежных науках по проблеме взаимоотношений родительской и молодой семьи.

2) Исследование межличностного общения в многопоколенной семье.

3) Выявление особенностей психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье.

4) Разработка и апробация программы психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье.

Методы исследования включали в себя эмпирические (включенное наблюдение, метод экспериментальной беседы, метод репертуарных решеток Дж.Келли) и теоретические (анализ, синтез, сравнение и др.) методы, объединенные общим замыслом и целью исследования.

Теоретико-методологические основы исследования составили достижения современной психологии и семейной психотерапии. В основу теоретического рассмотрения семьи положены: принцип системного подхода к рассмотрению семьи, в рамках которого семья рассматривается как единая взаимосвязанная система; принцип прохождения естественных кризисов развития семьи (создание семьи, рождение ребенка, уход из семьи и т.д.). Методологической основой исследования являются также положения системной стратегической психотерапии, которая опирается, в свою очередь, на гуманистический подход в психологии и синтез различ ных подходов в семейном психологическом консультировании.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Раскрыты особенности психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье: семейной диагностики, совместного семейного психологического консультирования, взаимоотношений консультанта с семьей.

2. Обоснованы методы работы с многопоколенной семьей в рамках семейного психологического консультирования, такие как: психодраматические методы, интерпретации, терапевтические истории и притчи, структурированная беседа, проигрывание ситуаций, построение коммуникации, совместная семейная психотерапия, групповая дискуссия по актуальным проблемам, репертуарные решетки Дж.Келли.

3. Разработан вариант приложения концепции социально-психологической реабилитации личности в кризисных ситуациях, разработанной А.Ф.Шадурой, применительно к межпоколенческим отношениям в семье, которая предполагает опору на собственные ресурсы разви и рассматривает ее функционирование в единстве физического, социального, культурного и временного пространств жизнедеятельности.

4. Выявлены, описаны и теоретически обоснованы факторы развития отклонений в функционировании семейной системы и межпоколенче-ских отношений. К ним относятся: критические семейные жизненные события, семейный стресс, кризисные состояния членов семьи, семейный копинг, индивидуальный личностный опыт членов семьи, культурные традиции семьи, коммуникативные особенности семьи, семейная адаптация, эмоциональная зависимость членов семьи друг от друга, межпоколенческие границы, сплоченность семьи, страх к переменам в семье.

5. Дана характеристика проблем взаимоотношений родительской и молодой семьи при их совместном проживании: описаны основные стратегии поведения родительской и молодой семей в конфликтных ситуациях, специфика восприятия кризисных событий в жизни семьи ее членами.

6. Сформулированы научно-психологические основы решения проблем межпоколенческого общения в семье посредством психологического консультирования. Данное исследование показало, что основными факторами, влияющими на появление отклонений в развитии семейной системы являются различия в личностном опыте членов семьи. Исходя из данного положения работа специалиста в психологическом консультировании направлена на снижение напряженности между членами семьи и негативных переживаний сложившейся ситуации, что облегчает формирование семейного «Мы» в сознании ее членов.

7. На основании вышеописанного положения разработана программа психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в семье. Основными особенностями данной программы являются: включенность диагностики в процесс психологического консультирования; участие команды психологов для работы с несколькими членами семьи одновременно; более длительный процесс вхождения консультанта в контакт с семьей; вариативность методов работы с различными типами семей; поэтапность работы с межпоколенной семьей; сочетание индивидуальных и групповых форм психологического консультирования; построение программы с учетом индивидуального личностного опыта членов семьи.

Практическая значимость состоит в разработке программы психологического консультирования многопоколенной семьи для психологов и социальных работников, которая включает в себя следующие этапы: приобретение нового опыта общения членами семьи; преодоление эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга; изменение копинг-поведения членов семьи; формирование семейного «Мы». Результаты диссертационного исследования могут быть широко применены в организации психологической помощи семьям, имеющим трудности в межпоколенческом общении. Содержание диссертации и отраженный в ней практический материал могут быть использованы в качестве учебного пособия при подготовке профессионалов в области семейного психологического консультирования.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования проверены и уточнены в процессе опытно-экспериментальной работы автора в качестве практического психолога в профессиональном училище № 28 (1995-1998); использованы в курсах лекций и практических занятий по социальной психологии для студентов в Московском государственном институте геодезии и картографии (1999-2001 гг.); материалы диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы воспитания и развития личности на рубеже XX -XXI веков: теория и практика» в ГНИИСиВ РАО и Минтруда РФ 23-24 мая 2000 г. на заседаниях лаборатории социально-психологической реабилитации личности Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО (2000 — 2001 г.) и отражены в отчетных материалах лаборатории за 2000 г.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и методические достижения современной психологии и семейной психотерапии, репрезентативностью выборки, использованием апробированных и проверенных методических средств, совмещением различных методов исследования; соответствием. используемых методов поставленным целям, задачам, гипотезам исследования.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 2-х глав, выводов, библиографии из 146 наименований, в том числе 21 на иностранном языке, и приложений.

Современное состояние семьи в России

Положение большинства российских семей в настоящее время далеко от благополучия, а нарастание неблагоприятных тенденций в сфере жизнедеятельности семьи и связанных с ними нежелательных социальных последствий оказывает влияние на функционирование семьи.

В условиях переходного периода, т.е. в ситуации кризиса и нестабильности в социально-экономической и политической сферах, обостряются противоречия в обществе, усиливается воздействие на семью традиционных негативных факторов объективного порядка и продуцируются новые, которые влияют на стабильность института семьи. Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослых членов семьи, связанных с трудностями адаптации к новым условиям, с поисками выхода из кризисной ситуации, с изменением социального и профессионального статуса, с безработицей, с дополнительной занятостью, с постоянным возникновением в стране экстремальных ситуаций и вынужденными переменами места жительства, негативно сказывается на семейном благополучии.

В особо трудных обстоятельствах оказались семьи неполные, многодетные и молодые, в которых уровень семейного неблагополучия, обусловленный объективными причинами макросоциального характера, оказался значительно выше, чем в других типах семей.

Несмотря на то, что в нынешней ситуации объективные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на миллионы российских семей, многие исследователи проблем семейного неблагополучия приоритетными называют факторы субъективные, внутрисемейные, ив первую очередь межличностные отношения в семье, считая их определяющими.

В этой связи можно выделить две большие группы причин (факторов), детерминирующих неблагополучие в семье и усиление негативных тенденций в сфере ее жизнедеятельности:

1) факторы объективного действия макросоциального характера, внешние по отношению к семье (социально-экономические условия жизни общества, стабильность социальной системы, в которую включена семья, правовые и культурные нормы, национальные традиции, демографическая ситуация в стране);

2) факторы внутрисемейные, субъективного свойства, связанные с общекультурным и образовательным уровнем членов семьи, их потребностями и установками, их состоянием здоровья, а также с внутрисемейными отношениями.

Вместе с тем, разделение факторов семейного неблагополучия на две группы весьма условно и служит только научным целям. Так, например, кризисные явления в экономике и социальной сфере, как уже говорилось, порою вносят дезорганизующее начало в систему позитивных внутрисемейных связей и отношений.

Наиболее важными в рамках данного исследования являются факторы второго типа, которые носят сугубо психологический характер и оказывают на семью ниболее существенное влияние.

Э.Аратюнянц (90) приводит анализ следствий воспитания в детоцен-трической семье и причин массового распространения этого типа семьи в современном обществе. Она считает инфантилизм молодежи прямым следствием воспитания в детоцентрической семье. Причины возникновения детоцентризма выделяются следующие: 1) увеличение продолжительности жизни, совместного существования детского и родительского поколений (в 1,5 раза дольше, чем в 19 веке), существование наедине, когда мать — только мать, но не дочь, не больше, чем в 19 веке(22 — 24 года); 2) годы в стране происходило медленное, но неуклонное снижение доли семей, проживающих (как правило, вынужденно, совместно с родителями и родственниками) (102).

Однако в последние годы эта тенденция сменилась противоположной: доля проживающих совместно с родителями увеличилась с 18,1 процента в 1988 году до 21,9 процента в 1994 году, т.е. в 1,21 раза. Такое увеличение может показаться небольшим, но следует помнить, что подавляющее большинство семей, зафиксированных микропереписью 1994 года, уже проживали отдельно от родителей (36). Рост доли сложных семей (проживающих совместно с родителями и родственниками) произошел в основном за счет того, что сравнительно недавно возникшим молодым семьям стало еще труднее, чем это было в прошлом, отделиться от старшего поколения. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики бесплатного предоставления жилья государством и дороговизной жилья на свободном рынке, делающим его недоступным для большинства молодых семей.

Именно поэтому доля проживающих вместе с родителями и родственниками больше всего увеличилась среди семей, имеющих одного ребенка — с 24,2 до 31,6 процента или в 1,31 раза (36).

Основные теоретические положения исследования межпоколенческого общения в семье

Во всех определениях семьи подчеркивается тот факт, что семья представляет собой не сумму двух или более личностей, а является особым образованием с новыми уникальными качествами. Семья представляет собой систему взаимосвязанных социальных ролей, отношения между которыми определяются, с одной стороны, социально-культурными нормами, с другой — индивидуальными свойствами личностей. Система ролей, существующих в семье, не является стабильной и может претерпевать различные изменения в зависимости от процессов, происходящих в обществе, а также от отношений внутри семьи.

Семья может рассматриваться на трех уровнях. На уровне общества она выступает как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняет целый ряд функций, в первую очередь, таких специфических. как рождение и воспитание детей. Второй уровень — это семья как малая социальная группа, т. е. собственно семья. Здесь можно говорить о таких ее характеристиках, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов семьи, внутрисемейные взаимоотношения и др. Третий уровень- лич-ностный, где семья может рассматриваться как единый организм или семейная система, имеющая свои индивидуальные особенности и личностные характеристики, которая и рассматривается в рамках психологического консультирования.

Семья как одна из малых социально-психологических групп реализует, во-первых, естественные (витальные) потребности своих членов, являясь тем самым естественной группой; во-вторых, она является первичной малой группой, создающей условия для непосредственных контактов «лицом к лицу»; в-третьих, будучи неформальной группой, она не имеет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны; в-четвертых, степень тесноты контактов ее членов усугубляется отношениями родства, свойства, чувствами любви, привязанности и ответственности друг за друга. Она, кроме того, имеет принципиально долговременный характер, в ее рамках осуществляется совместная деятельность ее членов, решается множество задач, выполняется большое число функций.

Современная семья представляет собой малую социальную группу, скрепленную родственными связями, которые вовлекают ее членов в определенные эмоциональные взаимоотношения, систему ролей и накладывают обязательства друг перед другом, которые в свою очередь обеспечивают потребности каждого члена семьи как личности, как первичные (физиологические, потребность в безопасности), так и вторичные (в доверительно-дружеском общении, в близких людях, быть любимым, уважаемым, ценимым, в психологической поддержке, во взаимопомощи и сотрудничестве, сомоуважений и самоактуализации).

Обсуждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития. Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р.Нойберт (1972 г.) выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А.Баркай (1981 г.) выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми,посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети (71).

Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи. «Установлено, — пишут Ч.С.Гризицкас и Н.В.Малярова (1982 г.), — что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам». С.Кратохвил (1985 г.) также указывает, что в жизни семьи есть свои критические моменты, и причисляет к ним 4-6-й и 17-25 годы общей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. Обычно такие изменения вызывают большие или меньшие трудности. П.Босс (1980 г.) называет их нормальными стрессорами, т.е. трудностями, которые испытывает большинство семей. Он указывает, что на начальном этапе развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений с родственниками, а на следующих этапах — трудности организации быта и воспитания детей. Уточняя и расширяя список нормативных стрессоров, можно было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию содержания этапов. Некоторые сведения об этих трудностях дает статистика разводов. Например, З.Розенталь (1989 г.) пишет, что 8% разводящихся молодых супругов (продолжительность брака 0-2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших пять и более лет таких было только 0,6% (71).

Особенности психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения семьи

Психологическое консультирование является непосредственной работой с людьми, направленной на разрешение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. По мнению Шадуры А.Ф. «в психологическом консультировании необходимо психотерапевтическое воздействие, а психотерапия немыслима без консультирования» 17, с.133-134).

Новейшие подходы в семейной психотерапии, сходные с подходами Н.Пезешкиана и Фурман Б. Ахола И. (80), которые можно отнести к категории семейной позитивной терапии, внесли ряд принципиально важных и специфических моментов в данные тенденции, хотя так или иначе основывались именно на них. Прежде всего, это гибкость в системе взаимоотношений консультант — индивид — семья — общество: несмотря на то, что семья находится в центре усилий консультанта, он не ограничивается помощью индивиду через семью, но помогает также семье через индивида, способствует их продуктивному взаимоотношению с окружающим сообществом. Позитивный подход в семейной терапии ориентируется на ресурсы не только семьи, но и индивида, ресурсы более широкого социоэко-логического и культурного контекста, в который включены семья и индивид. Кроме того, данный подход совсем по новому интерпретирует трудности, конфликты, проблемы, а также уже имеющиеся у клиентов варианты их решения. Клиентам предлагается вместо скурпулезнои диагностики причин затруднений стать в позицию «над ними», приложить усилия к поиску конструктивных решений «здесь и теперь» и, больше того, что они позволяют произойти позитивным изменениям, считать проблемы» друзьями», которые даже могут помочь, указав выход из сложной ситуации. Это позволяет клиентам использовать в качестве ресурсов для изменений как прошлое (воспоминания), так и будущее, включая фантазии клиентов («вообразите, что мы с вами встретились через пять лет. «). Важным компонентом данного подхода является поиск решений исходя из собственного личностного опыта клиентов: может быть, клиенты в действительности сами решают свои проблемы, просто не замечая этого.

Создатели семейной психотерапии пытались решить проблему работы с широкими слоями населения через опору не на изобретение каких-то изощренных психотехнических средств, а скорее на личностный опыт и духовно-экзистенциальное видение внутрисемейных взаимоотношений, на принцип равенства семьи и психотерапевта (терапевт не считает себя свободным от проблем), ориентации на собственные ресурсы клиентов, культивирование позитивно-человеческого в человеке, духовное самосознание его как личности, а не орудия, средства, вещи. Все это может быть продолжено за пределами психотерапевтического кабинета, клиенты по сути дела становятся терапевтами для себя и своих близких. Что же касается техник, то в работе с семьями уже давно использовались культурные средства, как притчи, истории, сказки, а психотехнические приемы, подобные «циркулярному интервью», позитивному преодолению симптома, способствовали созданию у клиентов целостного и положительного видения настоящего, прошлого и будущего.

Мы исходим из того, что личность живет в четырех пространствах: физическом, социальном, культурном и временном. В процессе жизнедеятельности личность пытается создать свое собственное пространство, преодолевая ограничения, накладываемые вышеназванными пространствами.

В результате в самосознании происходят изменения: личность — первичное расстройство «Я» — психогенная реакция защиты — приспособление к «новому» миру — изменение творческих возможностей — экзистенциальная жизненная мутация — новое «Я» — новая личность (117, с.136).

Семейное психологическое консультирование имеет свои особенности. Концентрация работы консультанта происходит на взаимодействие «здесь и теперь». Консультант при этом испытывает сопротивление не только отдельного индивида, но и всей семейной системы в целом.

Далее перед консультантом возникает противоречие между индивидуальным и семейным консультированием: взаимодействовать с каждым членом семьи или с семейной системой в целом. Одному человеку проще признать свои ошибки, чем признать эти ошибки перед всей семьей. Семейное психологическое консультирование отличается щадящей работой, которая затрагивает поверхностные проблемы. Для осознания более глубинных проблем лучше работать индивидуально, хотя и менее эффективно.

Техника работы с семейной группой имеет также свои особенности. Консультант уделяет внимание прежде всего таким вопросам: кто первый входит в кабинет (кто доминирует в семье, кто движущая сила), как рассаживаются члены семьи (кто сел дальше, а кто ближе), кто начинает говорить (лидер и инициатор прихода, в данный момент наиболее важный член семьи, так как семья делегирует ему свои функции), взаимодействие с семьей строится как взаимодействие скаждым членом семьи («Как вы думаете, могли бы продолжить рассказ вашей матери?», узнать желание остальных членов семьи, о том, как инициатор прихода настоял на присутствии остальных членов семьи); вербально взаимодействуя с одним членом семьи, консультант невербально раздваивается (разговаривает с одним, а невербально присоединяется к другим членам семьи позой, отражая позу другого, или мимикой, отслеживая сколько раз и на кого посмотрел), что выполяет функцию оказания поддержки и обращения к клиенту.

Работая с многопоколенной семьей консультант должен учитывать возрастные особенности клиентов, разницу в образовательном уровне, ценностных представлениях, культурных традициях и т.д.

Рассмотрим основные методы психологического консультирования при работе с многопоколенной семейной группой.

Вмешательство в семейные процессы предполагает интерпритацию поведения каждого члена семьи относительно его значимости для семьи в целом. Успех этой интерпритации зависит от эффективности работы специалиста, который вместе с участниками терапевтического цикла должен определить, какую информацию следует получить семье, чтобы изменить сложившуюся систему своих взглядов и отношений, мешающую в данный момент находить пути взаимопонимания.

Методы психологического консультирования

Первый тип — рефлексивные, аналитические интерпритации. Они связаны с психогенезом того, что происходит. Когда в семье нет нужной близости, открытости, взаимной поддержки, эти интерпритации нежелательны. К ним следует прибегать лишь тогда, когда семья уже достаточно хорошо сплотилась.

Второй тип — связующие интерпритации. Они позволяют соединить события и слова, объяснить чувства, роли, их происхождение, природу переживаний. Не следует пользоваться этими интерпритациями до тех пор, пока терапевт не будет уверен в готовности семьи принять и понять их. Этим типом интерпритации широко пользуется В.Сатир, считая, что связующие интерпритации — это один из основных инструментов. которые семья должна вынести из семейной терапии, — умение связывать между собой переживания и события, чувства и семейные роли.

Третий вид — реконструктивные интерпритации. Они направлены на то, чтобы вывести настоящее из прошлого. Их используют в тех случаях, когда настоящее существенно волнует семью и члены семьи хотят объяснить его.

Четвертый тип — нормативные интерпритации. Это суждения, позволяющие провести параллели между данной семьей и другими семьями, помогающие членам семьи осознать, что многие семьи имеют подобные проблемы. Это помогает им избавиться от страха и тревоги.

Отрицание конфликта действует как стабилизирующий фактор. Обращая внимание на данные обстоятельства, предлагается на время оставить свою защитную установку и при поддержке позитивной интерпритации попытаться решить конфликт. В этом смысле каждый симптом может получить принципиально иную интерпритацию, которая касается не столько объективных проявлений, сколько субъективной оценки нарушения, зависящей от принадлежности к той или иной группе. Так как симптомы обычно интерпретируются как негативные, то есть как безвыходные и неприятные, позитивная их интерпритация отвечает реальной потребности. Ее цель — добиться изменения в понимании на индивидуальном, семейном и групповом уровне, что откроет новые возможности решения проблем. На практике это выглядит как расспросы о значении, которое имеет симптом для человека и его референтной группы.

В процессе психотерапии используются истории, притчи, басни, мифы. Переживанием, которое во многих отношениях подобно притчам, является сон. Это очень личная история, смысл и значение которой не выставлены напоказ, а скрыты за символами. В то время как сон представляет собой индивидуальную мифологию, притчи и поговорки являются коллективной мифологией. Они также содержат символы и скрытую информацию. Они берут свое начало не в индивидуальной переработке кон фликтов на предсознательном уровне, а в порождающей их социальной традиции. Цель терапевтических историй — не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией-примером. В силу этого истории выполняют целый ряд функций (79):

1. Функция зеркала: образный язык историй заставляет клиента ощущать их содержание как более близкое к его Я и облегчает ему идентификацию с ним. Слушатель может структурировать то, что в них говорится, согласно его собственным психическим структурам в данный момент времени. 2. Функция образца: Истории воспроизводят конфликтные ситуации и описывают возможные решения или указывают на последствия определенных попыток решения. 3. Функция опосредования: В психотерапевтической ситуации конфронтация между терапевтом и клиентом смягчается благодаря использованию историй как посредника между двумя «фронтами». 4. Функция сохранения опыта: вследствие своей образности и эмоционального резонанса, который они могут вызывать, истории хорошо запоминаются и присутствуют затем в повседневной жизни клиента -когда ситуации напоминают об историях, или же когда возникает потребность подумать над вопросами, поднятыми в них. 5. Функция транскультурного взаимодействия: истории отражают правила игры, концепции и нормы поведения, принятые в той или иной культуре. 6. Истории как средство регрессии: в терапевтических рамках истории позволяют взрослым, по крайней мере попытаться, освободиться от приобретенного ими характера и вернуться к более ранним, ориентированным на удовольствие формам поведения и установкам. 7. Истории как контрконцепции: с помощью историй терапевт не дает истолкование в духе заданной теории, а предлагает клиенту контрконцепцию, которую тот волен принять или отвергнуть.

Важным компонентом психологического консультирования является поиск решений исходя из собственного личностного опыта клиентов. «Привычные «свернутые» формы поведения являются способами экономии сознательного мышления, снижающими знания на менее сознательные и архаичные уровни» (Б.Бейтсон) < &). Такое "снижение", упрощая информацию, кодируя ее, приводит к тому, что изначальные представления и сведения о жизненных явлениях как бы стираются из памяти, искажаются или сжимаются до такой степени, что сохраняются только некоторые их значения, чтобы перейти в привычку. Автоматизируясь, они перестают осознаваться.

Еще большее понимание проблемы, чем симптомы и жалобы, дают нам вопросы о взаимоотношениях в семье, ее внешних контактах и ее ориентация на социальные ценности. Это вопросы типа: «Как новый член семьи приспосабливается к семейным ценностям?», «Как родители обращаются с ним «, «Как родители живут друг с другом «, «Какие связи существуют с бабушками и дедушками «, «Какое влияние все они оказывают на данный конфликт «, «Каковы руководящие принципы жизни семьи «.

Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении

Похожие диссертации на Психологическое консультирование по проблемам межпоколенческого общения в семье

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ