CqQRcNeHAv

Психокоррекционные занятия с элементами айкидо в работе с подростками группы риска

Психокоррекционные занятия с элементами айкидо в работе с подростками «группы риска»

Психокоррекционные занятия с элементами айкидо в работе с подростками группы рискаИзменения в социально-экономической ситуации нашей страны, произошедшие за последнее десятилетие, привели к значительному росту уровня тревожности в различных социальных слоях общества. Экономическая нестабильность приводит к тому, что родители концентрируют внимание на обеспечении базовых потребностей как личных, так и семьи. Ощущение беспомощности в достижении этих потребностей или страх потерять достигнутое приводят к тому, что родители либо уходят в работу, либо, желая уйти от проблем, обращаются к таким способам избегания реальности, как алкоголь и т. д. В результате время, которое уделялось общению с детьми, их воспитанию, сокращается, эта функция перекладывается на школу и другие социальные структуры.

Особенно ощутима родительская заброшенность у подростков, демонстрирующих девиантное поведение, так называемых подростков «группы риска». Как правило, учебное время у данной категории относительно структурировано, в отличие от большей части свободного времени, когда подростки предоставлены сами себе. Исследования, проведенные нами, показывают высокий уровень нервно-психического напряжения, агрессии, нонконформизма, а также низкий уровень вербального интеллекта этой группы учащихся и достаточно высокий невербального. Подростки «группы риска» выказывают высокий интерес к восточным единоборствам как к способу самоутверждения и защиты. Эти данные обусловливают необходимость проведения психокоррекционных занятий с подростками «группы риска» в технике телесно-ориентированной психотерапии с элементами Айкидо.

Принцип ненападения базовый для этого восточного единоборства. Идея применения силы только в целях защиты, но не нападения может снизить уровень агрессии подростков, физические нагрузки на занятиях позволяют выразить эту агрессию в приемлемой для социального окружения форме.

Три иероглифа, составляющие слово АЙКИДО, расшифровываются следующим образом: АЙ гармонизация, КИ энергия, ДО путь, что вместе означает «путь гармонизации энергии».

Согласованность дыхания и движения, ритм и пластика упражнений весьма позитивно сказываются на психосоматическом состоянии человека. Навыки, приобретаемые в ходе тренировок: внимание, настойчивость, волевые усилия в достижении цели, доброжелательность, позволяют переносить их и в жизнь, в межличностные отношения.

Кроме позитивного влияния, оказываемого традиционной, отработанной веками системы преподавания Айкидо, присутствие на занятиях психолога обеспечивает индивидуальный подход в работе, использование релаксационных психотехник, проведение индивидуальных психокоррекционных занятий и консультаций (по запросам подростков). Опыт проведения подобных занятий предполагает следующую логику построения занятий:

* первый этап: «Релаксационные упражнения». Цель настрой участников на дальнейшую работу и состояние «здесь и сейчас»;

* второй этап: «Разминка» в ходе которого участники готовятся к выполнению последующих упражнений и элементов;

* третий этап: «Занятия айкидо». Цель данного этапа непосредственные занятия, осмысления основных принципов и философии айкидо, непосредственное выполнение упражнений;

* четвертый этап: «Самомассаж».

В конце каждого занятия подросткам предлагается подведение итогов для получения тренерами и психологом обратной связи по ходу проведения занятия, динамике эмоционального состояния участников.

Результатами данных занятий являются: снижение уровня агрессивности и тревожности, стабилизация эмоционального состояния, сформированность навыков самоорганизации и саморелаксации, умение действовать в паре и группе, способность принимать решения и нести за них ответственность.

Психокоррекционные занятия с элементами айкидо в работе с подростками группы риска

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ