CqQRcNeHAv

Программа итогового междисциплинарного экзамена для бакалавров, направления 050700. 62 Педагогика, профиля «воспитательная работа»

Программа итогового междисциплинарного экзамена для бакалавров, направления 050700. 62 Педагогика, профиля «воспитательная работа»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа итогового междисциплинарного экзамена для бакалавров, направления 050700. 62 Педагогика, профиля «воспитательная работа»Тема 1. Психологические механизмы социального поведения личности. Социальный статус. Социальная установка и социальные диспозиции. Социальный интеллект и социальная компетентность

Психологические механизмы социального поведения личности.

Социальный статус и роль. Социальная установка и социальные диспозиции. Социальный интеллект и социальная компетентность. Внутриличностные факторы: направленность, социальные установки, интеллект.

Тема 2. Общение как реализация общественных, и межличностных отношений. Функции общения. Виды, фазы, уровни, структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные каналы коммуникации

Условия эффективной коммуникации. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Функции общения. Потребности, мотивы, цели общения. Виды, фазы, уровни, структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные каналы коммуникации. Условия эффективной коммуникации.

Тема 3. Общение как обман действиями. Типы взаимодействия: кооперация и конфликт. Трансакция как функциональная единица взаимодействия. Механизмы воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение

Общение как обмен действиями. Типы взаимодействия: кооперация и конфликт. Трансакция как функциональная единица взаимодействия. Механизмы воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение. Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции. Социальные стереотипы. Межличностная аттракция.

Тема 4. Понятие группы в социальной психологии. Классификация группы. Характеристика малой группы: групповые нормы, структура, сплоченность, совместимость, социально-психологический климат, коллективное мнение. Развитие группы

Понятие группы в социальной психологии. Характеристика малой группы: групповые нормы, структура, сплоченность, совместимость, социально-психологический климат, коллективное мнение. Свойства группы: нормы, коллективное мнение. Развитие группы.

Тема 5. Отношения личности и группы: конформизм, нонконформизм, гармония. Личность в групповом процессе. Лидерство и руководство. Развитие группы. Группа и коллектив

Отношения личности и группы: конформизм, нонконформизм, гармония. Личность в групповом процессе. Лидерство и руководство. Развитие группы. Группа и коллектив. Вхождение личности в относительно стабильную группу.

Основная литература

Андреева Г.М. Социальная психология[текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. – М. Аспект Пресс, 2009. – С. 318-359.

Дополнительная литература

Алтунина И.Р. Немов Р.С. Социальная психология[текст]: учебное пособие / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. – СПб. Питер, 2010. – С.225 — 329.

Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М. Наука, 1996.

Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг[текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова. – М. Аспект Пресс, 2004.

Почебут Л.Г. Мейжис И.А. Социальная психология[текст]/ Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб. Питер, 2010. – С. 399-501.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании[текст]: Учеб. пособие. – М. ВЛАДОС, 1995.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Становление и развитие педагогики как науки – донаучный и научный периоды ее развития. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Объект и предмет педагогики в современном понимании. Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.

^ Тема 2. Методология педагогической науки

Методология педагогической науки: понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический), характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогике. Методы педагогических исследований: понятие, классификации, характеристика теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. Логика и структура педагогического исследования.

^ Тема 3. Целостный педагогический процесс.

Определение и основные характеристики целостного педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность. Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.

^ Тема 4. Субъекты педагогического процесса.

Понятие субъекта педагогического процесса. Сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальности». Понятие педагогической диагностики в логике педагогического процесса. Эволюция отношения к ребёнку в истории культуры и общества. Современное понимание детства. Факторы педагогического процесса: наследственность, среда, специально организованное педагогическое взаимодействие. Специфика педагогического процесса в рамках различных возрастных этапов развития ребенка. Гендерные особенности организации педагогического процесса.

Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие. Педагогическая парадигма как основа профессиональной деятельности педагога: понятие педагогической парадигмы, характеристика педагогических парадигм. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятие, структура и содержание.

Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка. Особенности развития современной семьи в России. Стили родительского поведения, как субъектов развития и воспитания ребёнка. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

^ Тема 5. Обучение

Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи. Основные категории дидактики. Сущность процесса обучения, его закономерности, движущие силы, принципы. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Современные документы, регламентирующие цели и содержания общего среднего образования.

Характеристика целей образования на различных ступенях общего среднего образования. Сущность понятий «учебный план», «учебный предмет», «учебная программа».

Методы и формы обучения. Педагогические технологии обучения: сущность понятия «педагогическая технология» признаки педагогической технологии, характеристика современных педагогических технологий обучения.

Образовательная среда: понятие, уровни и компоненты образовательной среды.

Оценка и учет учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных достижений учащихся.

^ Тема 6. Воспитание.

Воспитание как социокультурное явление. Характеристика воспитания как педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Характеристика современных целей и ценностей воспитания. Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания. Развитие идей о детских коллективах. Структура коллектива, этапы и закономерности развития. Взаимосвязь личности и коллектива. Интегративные характеристики коллектива: психологический климат, ценности коллектива, социальные нормы, традиции. Сообщества детей и взрослых. Взаимосвязь понятий о приемах, методах и технологиях воспитания. Результаты процесса воспитания, их оценка.

^ Тема 7. Образование.

Сущность образования. Современная система образования в РФ, ее структура, основные характеристики. Основные принципы построения системы образования. Основные направления модернизации российского образования. Модель образования 2020. ФГОСы для среднего общего и высшего профессионального образования и их особенности.

Образовательные учреждения, их виды и типы. Особенности современных образовательных учреждений России. Особенности системы образования Омской области.

^ Тема 8. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития.

Общее представление о профессии. Возникновение и становление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Типология современных педагогических профессий. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России.

Система непрерывного педагогического образования. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

Основная литература

Коджаспирова Г.М. Педагогика [текст]. учебник/Г.М. Коджаспирова – М. КНОРУС, 2010.- 744 с.

Сластенин В.А. Шиянов Е.Н. Исаев И.Ф. Педагогика[текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А. Шиянов Е.Н. Исаев И.Ф. – М. Академия, 2008.

Дополнительная литература

Загвязинский В.И. Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие[текст]. – М. Высшая школа, 2008.

Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М. Владос, 2007.

Программа итогового междисциплинарного экзамена для бакалавров, направления 050700. 62 Педагогика, профиля «воспитательная работа»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ