CqQRcNeHAv

Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образованияСегодня появляется новый уровень образования. Это — уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

Согласно ФГОС образовательная деятельность в ДОУ осуществляется по 5-ти образовательным областям:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

• Физическое развитие.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ В ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям:

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы) .

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.) ;

Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр. а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм,

игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

СПЕЦИФИКА ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Игровую среду следует рассматривать как основную часть пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Профессионально организованная, она позволяет воспитанникам не только реализовывать свои игровые потребности и интересы, но также осваивать доступные их пониманию пласты жизни и в этой связи готовиться к выходу в большой мир, который ждёт их за порогом детского сада.

Структурно игровая среда представляет комплекс взаимосвязанных игровых секторов, стимулирующих развитие различ-ных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной, трудовой и др. Подобный подход полностью соответствует специфике дошкольного детства.

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

1. Сектор театрализованных игр.

2. Сектор сюжетно-ролевых игр (в младшей группе сектор готовых сюжетов) .

3. Кукольный уголок, включающий предметно-образные игры бытовой тематики и уголок «ряжения».

4. Сектор строительных игр, объединённый с игрушками транспортной тематики.

5. Сектор дидактических игр.

6. Сектор игр спортивной тематики.

Все компоненты игровой среды взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, образуя целостное игровое пространство.

Таким образом, раскрывая основные подходы к созданию игровой среды развития детей, происходит её интеграция в общую образовательную среду детского сада, обеспечивая последовательную и своевременную трансформацию в связи со спецификой возрастного развития воспитанников.

Старший воспитатель: М. В. Алимова

Предметно-пространственная среда ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ