CqQRcNeHAv

Практическое Обучение Водителей Автомобиля

Практическое Обучение Водителей Автомобиля

Практическое Обучение Водителей АвтомобиляВ современном обществе возрастает роль водителей не только как специалистов одной из наиболее важных и массовых профессий. Автомобиль давно перестал быть роскошью, а как средство передвижения сейчас занимает ведущую позицию среди видов транспорта. Редкая семья обходится без автомобиля: мужчины спешат на работу, место которой зачастую находится в нескольких десятках километров от мегаполиса, женщины торопятся перед работой «заскочить» в детский сад, а после нее – за килограммами провианта в супермаркет, студентам надо успеть между институтом и подработкой, не опоздать на экзамен… Современным водителям приходится водить машины в больших городах с интенсивным движением, по грунтовым дорогам и бездорожью, в горах, пустынях, зимой и летом, в колоннах и на максимально возможной скорости.

Главным в обучении водителей является привитие им практических навыков по вождению, без которых невозможно обеспечить эффективное и безаварийное использование автомобиля.

В основе всякого обучения лежат принципы связи теории с практикой, наглядности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Эти принципы являются руководящими и при обучении водителей автомобиля. Последовательность обучения очень важный принцип дидактики, согласно которому изучение нового учебного материала подготавливается предшествующим обучением. Последовательность делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков. Переходя к следующему разделу программы, мастер производственного обучения восстанавливает в памяти обучающегося изученное ранее и подготавливает таким образом переход к новому.

Систематичность – не менее важный принцип в практическом обучении. Он является одним из основных при выработке у обучающихся умений и навыков.

Обучение практическому вождению автомобиля расширяет и закрепляет навыки, полученные обучающимися на теоретических уроках, и непосредственно подготавливает их к работе по профессии в условиях, близких к реальным.

Обучение вождению подчиняется основному принципу – учить тому, что необходимо водителю в самостоятельной работе. Главное внимание необходимо обращать на привитие обучающимся твердых практических навыков вождения автомобиля в сложных условиях, в том числе и в темное время суток. В процессе обучения у учеников всесторонне развиваются решительность, смелость и инициатива, прививающая чувство личной ответственности за поведение на автомагистрали.

Обучающимся необходимо постоянно прививать чувство уважения к водителям других автомобилей и всех других транспортных средств, чувство уважения к пешеходам, проявление предусмотрительности по отношению к ним, неуклонное признание их прав.

Все практическое обучение вождению, от первого до последнего занятия, происходит под знаком неукоснительного выполнения всех требований Правил дорожного движения, что само по себе уже обеспечивает безопасность движения. Обычно в начале занятия мастер проверяет знание положений ПДД, относящихся к отрабатываемому упражнению. Особое внимание уделяется знанию дорожных знаков, как одного из самых распространенных средств организации движения транспортных средств на дорогах.

В правилах дорожного движения все пояснения к знакам, места их установки, зоны действия изложены в очень краткой форме и сгруппированы по различным признакам. Изучение знаков при таком изложении затруднительно. Кроме того, в Правилах нет рекомендаций, как должен действовать водитель, чтобы выполнить требования того или иного знака. На занятиях по вождению мастер производственного обучения проверяет знание дорожных знаков обучающимся, углубляет их понимание и цель практического применения в конкретных дорожных условиях.

Практическое обучение вождению проводится путем индивидуальной отработки определенных программой практических упражнений. Каждое упражнение необходимо разбить на несколько задач, которые, в свою очередь, представляют собой группу однородных приемов вождения. Объем, содержание и условия выполнения упражнений являются обязательными для всех обучающихся. Упрощение условий упражнения и послабление при выводе оценок обучающимся следует рассматривать как нарушение требований программы, наносящее ущерб подготовке квалифицированных водителей.

Упражнения отрабатываются в той последовательности, в которой они изложены в программе. С условиями упражнений, маршрутами движения и контрольно-оценочными нормативами обучающиеся знакомятся заблаговременно. Перед отработкой упражнения обучающимся мастер производственного обучения проводит образцовый показ выполнения его приемов и задач.

Обучающиеся выполняет задачи упражнения несколько раз, после чего тренируется в выполнении упражнения в целом. При выполнении последующего упражнения мастер требует от ученика отработки и закрепления приемов управления автомобилем, отрабатываемых им в предыдущих упражнениях.

Для обучения вождению обучающихся закрепляют за мастерами производственного обучения на весь период. Переход обучающихся к другому мастеру допускается только для обучения на автомобилях других марок.

Обучение каждому приему управления машиной, выполнение задач и упражнений проходит от простого к сложному. Этот принцип заложен в программе обучения, он в последующем развернут в каждом упражнении.

Буквально с первых занятий в ходе обучения нередко создается ситуация, вождению в которой ученик еще не обучен. Это естественно. Сразу всему его не научишь. Поэтому при обучении необходимо стремиться выбирать такие условия движения, чтобы обучающийся как можно реже оказывался в подобном положении. Однако это выполнить довольно трудно. Уже при выполнении первых упражнений темы «Вождение автомобиля по дорогам» обучающийся вынужден пересекать перекрестки, преодолевать подъемы и двигаться под уклон, встречать на своем пути пешеходов, двигаться по тяжелым дорогам и т.д. Обучение вождению автомобиля в этих условиях проводится при выполнении последующих упражнений. Пока же здесь ему на помощь в этих условиях должен приходить всякий раз мастер, который вовремя дает указания обучающемуся, как действовать в этой ситуации.

Каждый элемент управления автомобилем, каждую, определенную программой, учебную задачу необходимо проработать с обучающимися в одном из упражнений, а в последующих упражнениях совершенствовать навыки.

С первых же занятий мастер производственного обучения приучает обучающихся следить за показаниями контрольных приборов. Для этого он периодически в движении требует доклада о показаниях того или иного прибора, объяснения неправильных показаний, причин их появления и мер, необходимых для их устранения.

Мастер производственного обучения – центральная фигура в обучении вождению, и качество подготовки водителя в значительной степени зависит от его личной подготовленности, опыта и отношения к выполнению своих обязанностей. В своей работе мастер руководствуется программой обучения. Каждое занятие мастер проводить согласно плану. Занятие обычно состоит из вводного, текущего и заключительного инструктажей. Во время вводного инструктажа мастер ставит перед обучающимся задачу и напоминает о мерах безопасности, проверяет знания Правил дорожного движения. Текущий инструктаж включает показ выполнения задачи или приема, исправление ошибок обучающимся, проверку его знаний и навыков. Во время заключительного инструктажа подводятся итоги занятия, даются дополнительные задания.

Практика показывает, что наиболее часто мастера производственного обучения при обучении допускают три методические ошибки. Одни все обучение будущих водителей сводят к исправлению их ошибок в управлении автомобилем на ходу и мало времени уделяют показу и объяснениям. Другие чрезмерно увлекаются беседами, проверкой знаний Правил дорожного движения. Третьи, стараясь научить пунктуальному выполнению правил вождения, ежеминутно вмешиваются в действия обучающихся и тем самым прививают им боязливость, медлительность, неуверенность.

Безусловно, обучение выполнению приемов управления автомобилем должно начинаться с краткого объяснения и показа. При начальном обучении, когда отрабатывается только техника вождения, показ каждого приема обязателен. В последующем, по мере отработки техники, чаще ограничиваются только объяснениями, без показа. Что касается замечаний ученикам во время их работы за рулем, то здесь необходимо учитывать степень их подготовленности и характер отрабатываемого приема. В первый период обучения замечания, сделанные во время движения машины, очень часто не доходят до сознания обучающихся, и, следовательно, бесполезны. Когда ученик приобретет навыки управления автомобилем, такие замечания достигают цели, и если прием в основном выполнен правильно, а замечания касаются лишь дальнейшего совершенствования приема, то их следует признать уместными.

При ошибках обучающихся в ходе отработки приемов начального обучения (переключение передач, разворотов, движения задним ходом и т.д.) целесообразно остановить машину и на месте разобрать все ошибки. При отработке же приемов, выполняемых на повышенных скоростях или в тяжелых условиях движения (обгон, движение на подъем, по песку и т.д.), где потеря скорости делает выполнение приема невозможным или где ученику необходимо привить навыки в расчете и оценке дорожной обстановки, своевременные замечания мастера и его советы по ходу движения являются очень полезными.

Наконец, вмешательство мастера в управлении автомобилем необходимо только в исключительных случаях, когда действия ученика могут привести или привели к созданию аварийной обстановки. После этого остановка совершенно обязательна. Обучающемуся дают возможность самому разобраться в своей ошибке и успокоиться. Затем мастер спокойно и обстоятельно проводит анализ действий ученика, какие конкретно нарушения он допустил, и тут же объясняет, как надо было действовать. Только после этого мастер разрешает начать движение и продолжает обучение.

При проведении занятий мастер производственного обучения должен быть всегда примером для учеников, которые, как правило, во многом ему подражают. Кроме умения лично образцово управлять автомобилем, мастер должен всегда быть опрятным; содержать автомобиль в исправном состоянии и чистым; не допускать никаких отклонений от существующих Правил дорожного движения, правил вождения и порядка использования закрепленного за ним автомобиля. Грязный, некомплектный автомобиль; неподтянутый внешний вид мастера, использование автомобиля не по назначению – явные признаки неудовлетворительного обучения вождению.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ