CqQRcNeHAv

Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника

Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника

Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьникаПознавательный интерес как средство развития личности младшего школьника“Чем развитее, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество из них составленное”. (В.П. Вахтеров. “Основы новой педагогики”, Избр. пед. сочинения. М. 1987 г. – с. 234-384).

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Я согласна с призывом Я. А. Каменского: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности”.

В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются познавательные интересы. Считаю необходимым ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для воспитания учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность .

Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, учитываю и психологические особенности младших школьников.

Задания и материалы доступны по изложению. красочно оформлены. имеют элементы занимательности и состязательности. содержат сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Четверть века я работаю с младшими школьниками и точно знаю, что игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмам процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю всем детям развитие логического мышления. Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет.

Так я развиваю умения самоанализа, рефлексии, самоорганизации, самопроектирования.

Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени – зрелая личность .

Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать предметы. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи воспитания и развития.

Считанные секунды нужны мне, для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово. А сколько прибавят они и уроку, и ребёнку!

Искренней любовью к ребёнку я завоёвываю его доверие, а значит, право воспитывать его и учить.

Одним из наиболее эффективных способов развития познавательных интересов, на мой взгляд, является технология коллективного способа обучения (КСО), которую я внедряю в течение 10 лет.

Введение коллективных учебных занятий – это качественное изменение всего учебного процесса. Это принципиально новый этап в его развитии.

Коллективизм в обучении – это главный резерв качества и эффективной работы. Коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Напротив, помогает сформировать в каждом индивидуальность яркую и неповторимую.

Обучение других и усвоение изучаемого материала представляют собой единство, которое по природе присуще одному и тому же человеку.

КСО позволяет осваивать учебный материал с учётом способностей и задатков ученика в режиме индивидуального темпа

Путь нашей школы от инновационной экспериментальной до Федеральной экспериментальной площадки по проблеме “Технология КСО как средство развития личности школьника” позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

  • они умеют самостоятельно работать с источником знаний).
  • понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями;
  • дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;
  • с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
  • а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.

Личностный аспект является главным и в моей воспитательной деятельности. Организовать её мне помогают программы “Сберечь Россию для себя” и “4+3”. В рамках этих программ проводим фестивали, викторины, конкурсы, военно-спортивную игру “Зарничка”, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, разучиваем фольклорные игры. Всё это помогает воспитывать в детях чувство любви к малой и большой Родине. Ребята живут по законам добра и справедливости.

Стараюсь учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.

Воспитываю в каждом ребёнке гордость: “Я есть в мире, я – ценность!” У меня в классе рядом с плакатами с математическими формулами, правилами орфографии висит плакат: “Ребята, вы талантливы!”

Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом.

Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника.

Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника

Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ