CqQRcNeHAv

Поведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованности

Поведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Поведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованностиПоведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованностиНормальное профессиональное развитие. Изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности. Понятие, причины и основные виды профессиональной деформации личности. Проявления и последствия профессиональных деформаций.

контрольная работа [23,4 K], добавлен 04.11.2013

Теоретические основы профориентационной работы. Сущность профессионального самоопределения. Факторы выбора профессии. Некоторые подходы к типологизации личности в профессиональной среде. Понятие профессии. Психологическая классификация профессий.

дипломная работа [77,0 K], добавлен 24.04.2007

Общая характеристика проблемы профессиональной деформации и ее проявлений. Выявление психологических особенностей работников социальной сферы. Разработка рекомендаций для работников по коррекции и профилактике профессиональной деформации личности.

курсовая работа [206,6 K], добавлен 19.06.2015

Понятие эффективности профессиональной деятельности и критерии ее оценки. Анализ подходов к проблеме эффективности профессиональной деятельности. Связь эффективности профессиональной деятельности продавца-консультанта с его личностными особенностями.

дипломная работа [171,6 K], добавлен 15.10.2013

Понятие личности. Взаимоотношения личности и общества. Формирование личности с криминальным поведением. Молодежная политика в рамках государственной программы. Востребованности личностного потенциала молодых людей.

реферат [17,3 K], добавлен 06.11.2002

Психологические особенности профессиональной адаптации молодого специалиста. Анализ индивидуальности личности выпускника в контексте профессиональной деятельности. Оценка значимых качеств и адаптационного потенциала. Определение путей совершенствования.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 11.02.2015

Виды, типы адаптации. Организационные, социально-психологические условия в профессиональной деятельности. Значение личностного фактора в профессиональной адаптации. Анализ личностных особенностей выпускников, ориентированный на выявление и оценку проблем.

курсовая работа [96,1 K], добавлен 16.04.2014

Профилактика профессиональной деформации юристов. Социально-психологические способы адаптации личности сотрудника УИС к профессиональной деятельности. Причины деформаций работников правоохранительных органов. Формы проявления правового инфантилизма.

реферат [30,7 K], добавлен 22.10.2015

Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных авторов. Эмоциональное выгорание как проявление профессиональной деформации личности. Экспериментальное исследование факторов профессиональной деструкции сотрудников УВД.

дипломная работа [119,4 K], добавлен 27.11.2010

Экспериментальное иследование критериев востребованности студента как профессионала и как личности. Факторы, влияющие на формирование образа востребованной личности: параметры социально-демографического статуса и индивидуально-психологические особенности.

реферат [22,1 K], добавлен 03.09.2011

Размещено на http://www.allbest.ru/

Поведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованности

Е.В. Харитонова

Кризисные явления, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, в том числе в сфере занятости, привели не только к усложнению процесса адаптации личности, но и в целом к разрушению социальных связей и норм, регулировавших всю социальную действительность раньше. Как результат — снижение общего уровня социальной адаптированности личности, что лишает человека возможности понять смыслы происходящего и редуцирует процесс личностной адаптации к физическому выживанию [1]. Конфликтность взаимодействия индивидуума как активного субъекта с внешним миром обусловила выраженный интерес исследователей не только к проблемам адаптации личности, но и к психологическим факторам, определяющим в целом её поведенческую результативность. Основываясь на анализе разнообразных эмпирических данных, полученных нами в многолетнем исследовании феноменологии профессиональной востребованности личности, предположительно можем определить поведенческую результативность следующим образом: это процессуальная характеристика субъектной активности, обеспечивающая социальную адаптацию личности, адекватную требованиям ситуации ( среды ).

В качестве психологической характеристики, ответственной за эффективность адаптации (наряду с нервно-психической устойчивостью, самооценкой, являющейся ядром саморегуляции и определяющей степень адекватности восприятия личностью наличной ситуации), выступает ощущение социальной поддержки, которое обусловливает чувство личной значимости для окружающих (личностную референтность) [2]. Ранее нами было показано, что, начиная с юношеского возраста, профессиональная востребованность выступает причиной совместной изменчивости таких результативных характеристик личности, как совладающее поведение и саморегуляция, а в среднем возрасте и адаптационных возможностей [3, 4].

Эмпирической гипотезой данного эпизода проводимого исследования выступило предположение о наличии поведенчески-результативных типов личности с разным уровнем профессиональной востребованности.

Цель исследования состояла в выявлении типологических проявлений поведенческой результативности при различных уровнях выраженности профессиональной востребованности личности.

Инфраструктура исследования. Совокупная выборка составила 718 респондентов (возраст от 17 до 74 лет; 246 мужчин и 472 женщины). К обработке принимались результаты, не имеющие погрешностей (от 693-х до 718 наблюдений). Параметры профессиональной востребованности выявлялись с применением авторского опросника «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ) [5]. Поведенчески-результативные особенности личности выявляли с помощью следующих методик: «Стиль саморегуляции поведения» [6], «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» [7], «Многоуровневый личностный опросник» [8]. Особенности социально-демографического и профессионального статуса изучались с применением анкетирования; типы смыслов жизни личности — с помощью «Эссе о смысле жизни» [9]. Для выявления типологических особенностей была применена процедура кластерного анализа (метод К-средних). Однородность дисперсии оценивалась с помощью F -критерий Ливена. В зависимости от однородности дисперсии сравнение изучаемых параметров у респондентов, относящихся к разным типам, осуществлялось с применением параметрического t -критерия Стьюдента или непараметрического U -критерия Манна — Уитни. В работе был использован пакет статистических программ SPSS 19.0.

Типы совладающего поведения личности с разным уровнем ПВЛ . В процессе кластеризации эмпирических данных было выделено три кластера (типа), оптимально описывающих 707 наблюдаемых случаев выборки. Тип 1 « Средневостребованная личность, ситуативно разрешающая стрессовые ситуации « , является самым распространенным, включает 660 респондентов (93,35%): 95 востребованных (14,39%), 497 средневостребованных (75,30%) и 68 невостребованных респондентов (10,30%). Средний уровень выраженности параметров совладающего поведения не позволяет говорить о преобладающем стиле поведения в стрессовой ситуации, в зависимости от ситуации возможен как уход в эмоции, так и избегание разрешения ситуации. Наряду со средневостребованными к первому типу можно отнести 70,37% востребованных респондентов (в основном представителей юношеского и первого периода среднего возраста) и подавляющее большинство невостребованных респондентов (90,67%). Тип 2 « Востребованная личность, конструктивно разрешающая стрессовые ситуации « , является вторым по распространенности (5,66%), включает 40 востребованных респондентов. Для представителей данного типа характерен высокий уровень выраженности всех параметров ПВЛ и проблемно-ориентированного копинга (ПОК), низкий уровень выраженности эмоционально-ориентированного копинга (ЭОК), средний уровень копинга, ориентированного на избегание (КОИ). Отличительной социально-демографической характеристикой данного типа является преобладание лиц зрелого и пожилого возраста, из сорока человек лишь один — представитель юношеского поколения. Тип 3 « Невостребованная личность, избегающая решения проблем « , включает 7 невостребованных респондентов (0,99%), из них 1 мужчина и 6 женщин. Для представителей данного типа характерен низкий уровень выраженности параметров ПВЛ и средненизкий уровень ПОК, средневысокий уровень ЭОК, высокий уровень КОИ.

Таким образом, в зависимости от выраженности параметров профессиональной востребованности и совладающего поведения можно выделить три типа личности. Преобладающим типом личности является «Средневостребованная личность, ситуативно разрешающая стрессовые ситуации». Группы востребованных и невостребованных респондентов по характеристикам совладающего поведения неоднородны. Около трети востребованных респондентов независимо от характеристик стрессовой ситуации способны конструктивно ее разрешить, в то время как в группе невостребованных около 10% респондентов вообще не склонны разрешать проблемные ситуации, предпочитая их избегание.

Типы саморегуляции личности с разным уровнем ПВЛ . В процессе кластеризации было выделено три кластера (типа), оптимально описывающих 718 наблюдаемых случаев. Тип 1 « Востребованная личность с гармоничной развитой системой саморегуляции « является самым распространенным, включает 421-го респондента (58,64%): 135 востребованных (32,07%), 286 средневостребованных (67,93%). Для представителей данного типа характерен высокий и средневысокий уровень выраженности параметров ПВЛ. В саморегуляции фиксируются средневысокий уровень планирования и моделирования, средний уровень программирования, оценивания результатов, гибкости, самостоятельности и общего уровня саморегуляции. Гармоничный профиль саморегуляции респондентов этого типа, сформированный на средневысоком уровне, является предпосылкой успешности в видах деятельности, предъявляющих повышенные требования к регуляции. Способность данного типа к овладению широким кругом профессий может выступить базой полипрофессионализма как одного из вариантов профессиональной востребованности [10].

Тип 2 « Средневостребованная личность с неустойчивой системой саморегуляции « является вторым по распространенности, включает 276 респондентов (38,44%): 220 средневостребованных (79,71%) и 56 востребованных респондентов (20,29%). Для представителей данного типа характерен средний или средненизкий уровень выраженности параметров ПВЛ, причем такие параметры, как «Удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала» и «Профессиональная компетентность» находятся у большинства респондентов в средненизкой зоне. Профиль саморегуляции данного типа можно отнести к акцентуированному профилю № 1 (по В.И. Моросановой). При среднем уровне выраженности всех параметров саморегуляции процессы планирования и программирования преобладают над моделированием и оцениванием результатов. К основным характеристикам людей данного типа можно отнести склонность к фиксации на своих ошибках, высокую чувствительность к неудачам, чрезмерную самокритичность, неустойчивость самоконтроля, неадекватность оценки внутренних условий выполнения деятельности, эмоциональную неустойчивость и длительные переживания неуспехов, неудач, а также зависимость от внешних и внутренних обстоятельств. Отсутствие стремления к проявлению инициативы и плохой самоконтроль в трудных жизненных обстоятельствах способствуют затруднению адаптации в изменяющихся условиях [6].

Тип 3 « Невостребованная личность с неэффективной системой саморегуляции « включает 21 невостребованного респондента (2,92%). Для такой личности характерен низкий или средненизкий уровень выраженности параметров ПВЛ и саморегуляции. Примерно равные значения выраженности регуляторных процессов позволяют отнести профиль саморегуляции к гармоничному, но из-за сниженных показателей такой профиль неэффективен. Еще одной отличительной особенностью данного типа, по сравнению с двумя другим типами, являются сниженные показатели регуляторных личностных свойств гибкости и самостоятельности. В динамичной, быстро меняющейся обстановке такие люди чувствуют себя неуверенно, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, что в конечном итоге способствует возникновению регуляторных неудач в выполнении деятельности. Для представителей данного типа необходимо организовывать мероприятия по развитию как регуляторных процессов, так и регуляторных личностных качеств. Т.е. лишь 56,52% средневостребованных респондентов, относящиеся к 1-му типу, не нуждаются в коррекции, что касается невостребованных респондентов, то в 27,27% случаев (3-й тип) требуется срочная организация коррекционных мероприятий.

Таким образом, в зависимости от выраженности параметров профессиональной востребованности и саморегуляции можно выделить три типа личности. Преобладающими типами личности являются «Востребованная личность с гармоничной развитой системой саморегуляции» и «Средневостребованная личность с неустойчивой системой саморегуляции», причем система регуляции у половины средневостребованных и всех невостребованных респондентов нуждается в коррекции, в основном это касается повышения их способности к моделированию и усилению гибкости.

Типы адаптационных способностей респондентов с разным уровнем ПВЛ . В процессе кластеризации было выделено пять кластеров (типов), оптимально описывающих 693 наблюдаемых случаев. Тип 1 « Средневостребованная личность со средними адаптационными способностями « является самым распространенным, включает 338 респондентов (48,77%): 45 востребованных (13,31%) и 293 средневостребованных (86,69%). Для представителей данного типа характерен средний уровень выраженности всех параметров ПВЛ, адаптационных способностей и дезадаптационных расстройств при низком уровне личностного адаптационного потенциала. На фоне разновозрастного состава средневостребованных респондентов все востребованные респонденты — представители юношеского и первого периода среднего возраста (за исключением 52-хлетней преподавательницы колледжа). Учитывая сниженные показатели отношения к себе как к компетентному и авторитетному профессионалу, личностного адаптационного потенциала у представителей данного типа, а также возрастной состав востребованных респондентов, в качестве рекомендаций респондентам данной группы можно было бы порекомендовать как прохождение ими курсов повышения квалификации, так и тренингов личностного роста и эффективной самопрезентации.

Тип 2 « Средневостребованная личность, склонная к нервно-психическим срывам « , является вторым по распространенности, включает 174 респондентов (25,11%): 159 средневостребованных (91,38%) и 15 невостребованных респондента (8,62%). Для представителей данного типа характерен средний уровень выраженности параметров ПВЛ, коммуникативного потенциала, морально-нравственной нормативности и дезадаптационных расстройств на фоне низкого уровня поведенческой регуляции и в целом личностного адаптационного потенциала. Отличительной демографической характеристикой невостребованных респондентов, относящихся к данному типу, является их предпенсионный или пенсионный возраст (средний возраст — 57,93 года), в то время как средневостребованные респонденты — группа разновозрастная, средний возраст которой — 31 год. Возможными причинами низкого уровня поведенческой регуляции, а также неадекватных самооценки и восприятия действительности является в случае невостребованных респондентов их неготовность к выходу на пенсию и изменению социальной ситуации развития, в случае средневостребованных — их личностная и социальная незрелость, подтверждением чему выступает данные анализа анкетных данных и эссе о смысле жизни. Лишь 44,93% средневостребованных респондентов состоят в браке, 43,51% имеют детей. Согласно эссе, смысл жизни респондентов определяется в основном очень конкретными целями ближайшего будущего: сдача госэкзамена, построение карьеры или размытые определения — «смысл жизни — это то, что человек хочет от жизни». На наш взгляд, все эти факторы являются косвенным подтверждением незрелости респондентов данной группы.

Тип 3 « Востребованная личность с развитым адаптационным потенциалом « включает 98 респондентов (14,14%): 84 востребованных (85,71%) и 14 средневостребованных респондента (14,29%). Для представителей данного типа характерен высокий уровень выраженности всех параметров ПВЛ и средний уровень выраженности адаптационных способностей и дезадаптационных расстройств. Отличительной особенностью средневостребованных респондентов данной группы, в отличие от типа 2, является их личностная зрелость. Средний возраст средневостребованных респондентов — 40,8 лет; 69,38% состоят в браке; 66,32% воспитывают детей. В подтверждение более высокого уровня зрелости респондентов этого типа приведем одно из эссе: «Вопрос о смысле жизни возник еще в молодости . Тогда моим смыслом было получение высшего образования, поиск достойной работы и создание настоящей семьи . Сейчас, достигнув этого, моим смыслом стало воспитание моих детей, создание уюта в моей семье, карьерный рост на работе . Рассуждать по этому поводу можно безгранично . Когда человек рождается, жизнь уже обретает смысл . С годами этот смысл жизни становится более развернутым . Нельзя говорить и даже думать о том, что смысл жизни потерян, он существует всегда «.

Тип 4 « Невостребованная личность, склонная к нервно-психическим срывам, с высоким уровнем конфликтности и выраженными признаками дезадаптационных нарушений « включает 75 респондентов (14,14%): 24-х средневостребованных (32,00%) и 51-го невостребованного респондента (68,00%). Для данного типа характерен средний уровень выраженности принадлежности к профессиональному сообществу, переживания профессиональной востребованности, оценки результатов профессиональной деятельности, восприятия отношения других и самоотношения как к значимому для других профессионалу при низких оценках удовлетворенности степенью реализации профессионального потенциала, профессиональной компетентности и авторитетности. Из адаптационных способностей лишь морально-нравственная нормативность находится на среднем уровне, остальные показатели выявлены в зоне низких значений. Кроме того, лишь для данного типа характерен высокий уровень выраженности всех дезадаптационных расстройств.

Тип 5 « Невостребованная личность, толерантная к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности, склонная к нервно-психическим срывам «. наименее распространен, включает в себя лишь 8 человек (1,15%). В отличие от невостребованной личности типа 4, респонденты данной группы имеют более высокий уровень коммуникативных способностей, быстро устанавливают контакт с окружающими, не конфликтны; для них не характерны высокий уровень ситуационной тревожности, повышенная утомляемость, истощаемость; они способны к продолжительному физическому или умственному напряжению, обладают более высоким уровнем толерантности к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности, особенно при чрезвычайных нагрузках; не склонны воспринимать настоящее окружение и свое будущее только в мрачном свете; для них характерна выраженная мотивация к профессиональной деятельности.

Подавляющее большинство (61,12%) востребованных респондентов относится к 3-му типу и лишь 34,88% — к 1-му. 59,80% средневостребованных респондентов относится к 1-му типу, 32,45% — ко 2-му, 2,86% — к 3-му типу и 4,9% — к 4-му типу. Большинство невостребованных респондентов (68,92%) образуют массив 4-го типа, 20,27% вошли во 2-й тип, а 10,81 % — образуют 5-й тип.

Таким образом, в зависимости от выраженности параметров профессиональной востребованности и адаптационных способностей можно выделить пять типов личности. Преобладающими типами являются «Средневостребованная личность со средними адаптационными способностями» и «Средневостребованная личность, склонная к нервно-психическим срывам». Для подавляющего большинства востребованных респондентов характерен развитый адаптационный потенциал, в то время как у трети средневостребованных респондентов выявлена высокая склонность к нервно-психическим срывам, а для 7% средневостребованных наряду с подавляющим большинством невостребованных респондентов требуется консультация специалиста, и показана комплексная психологическая и фармакологическая коррекция. В целом оценка адаптационных возможностей респондентов показала, что для профессионально востребованной личности, по сравнению с невостребованными, характерны более высокие адаптационные способности, в том числе поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность поведения. Полученные результаты совпадают с данными Л. Хока [11], который выделяет востребованность в качестве одного из показателей успешности профессиональной деятельности, показывая при этом ее положительную корреляцию с аффилиацией, стремлением к достижениям, интеллигентностью, с адаптивностью и эмоциональной устойчивостью.

Результаты проведенного анализа дают основание для подтверждения гипотезы. Установлены типологически выраженные взаимосвязи различных уровней профессиональной востребованности и поведенчески-результативных психологических характеристик личности. Преобладающими являются психологические типы: «Средневостребованная личность, ситуативно разрешающая стрессовые ситуации»; «Востребованная личность, с гармоничной развитой системой саморегуляции»; «Средневостребованная личность со средними адаптационными способностями».

Поведенческая результативность востребованной личности проявляется в конструктивности разрешения стрессовых ситуаций; в гармоничности профиля саморегуляции, сформированного на высоком уровне; в развитом адаптационном потенциале. Отмечается, что ситуативность разрешения стрессовых ситуаций типична для юношеского возраста и первого периода среднего возраста.

Группа средневостребованных респондентов неоднородна по поведечески-результативным характеристикам. В целом средневостребованный профессионал характеризуется как личность со средними адаптационными способностями, гармоничной системой саморегуляции, но ситуативно разрешающая стрессовые ситуации. Отмечена высокая встречаемость в этой группе людей, склонных к нервно-психическим срывам и с неустойчивой системой саморегуляции.

Невостребованная личность — это человек с неустойчивой или неэффективной системой саморегуляции, склонный к нервно-психическим срывам, с высоким уровнем конфликтности и выраженными признаками дезадаптационных нарушений.

Выявленные типологические характеристики поведенческой результативности при различных уровнях профессиональной востребованности могут быть достаточным основанием для определения тактики консультирования, подбора и расстановки кадров, в профориентационной работе, в индивидуальном консультировании и оказании психологической помощи.

поведенческая результативность профессиональная востребованность

Примечания

1. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологические подходы // Российский менталитет: вопросы психологический теории и практики / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М. 1997.

2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т.22, № 1.

3. Харитонова Е.В. К вопросу о факторах результативных характеристик личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып.1. С.165-171.

4. Харитонова Е.В. Ясько Б.А. Взаимообусловленность профессиональной востребованности и индивидуально-психологических особенностей личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып.1. С.172-180.

5. Харитонова Е.В. Ясько Б.А. Опросник «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ): руководство. Краснодар, 2009.

6. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М. 2004.

7. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004.

8. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб. 2001.

9. Леонтьев Д.А. Осин Е.Н. Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиумов. Ч.1/под ред. А.А. Бодалева и др. М. 2004.

10. Харитонова Е.В. Психология востребованности личности: введение в проблему: монография. Краснодар, 2010.

11. Hough L. M. The millennium for personality psychology: new horizons or Good oid daze // Applied psychology: an international review. 1998. Vol.47. Iss.2.

Поведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованности

Поведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованности

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ