CqQRcNeHAv

Понятие развитие и становление личности младшего школьника

Формирование экономических понятий младших школьников, способствующее развитию личности ребёнка

Понятие развитие и становление личности младшего школьникаПонятие развитие и становление личности младшего школьникаМоргачёва Надежда Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 24» г.Абакана

Формирование экономических понятий младших школьников, способствующее развитию личности ребёнка.

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определённой социально-экономической ситуации сложившейся в обществе. В настоящее время социокультурная ситуация в России характеризуется качественными переменами, изменениями приоритетов и ценностей. Данные изменения во всех сферах российского общества не могут не затронуть педагогическую науку и образование в целом. Происходит акцентирование значимости индивидуально – личностного подхода в формировании личности.

Одной из важнейших потребностей современной школы становится воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готового к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он, порою до выпуска из школы, оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое цена товара, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое деньги и т.д.

Начальная школа – один из главных периодов в жизни ребёнка, в который закладывается общий фундамент социальной нравственности. В 6-10 лет ребёнок начинает осознавать своё место в системе общественных отношений, именно в этом возрасте начинает формироваться направленность личности.

В Стандарте говорится: « …Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении»

В ряде исследований отмечается, что младший школьный возраст является сензитивным для возникновения таких новообразований, как формирование «Я-концепции» (Р.Берне, И.С.Кон и др.), появление рефлексивного мышления, «открытие Я» (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман). Для детей 7-8 лет характерно появление в их самосознании целей и перспектив жизни (Э.Эриксон); становление социальной зрелости (А.А.Гудзовская); овладение социальным опытом (Н.Ф.Голованова); возникновение общественных мотивов (Я.Л.Коломенский)

Зачем учить экономике детей младшего школьного возраста? Экономика – одна из самых интересных общественных наук. Она занимается тем, с чем люди сталкиваются каждый день, что непосредственно определяет их жизнь. Столкновения с экономическими проблемами невозможно избежать в любой сфере деятельности. А понимание экономических законов, знание правил «экономической игры» помогут действовать более рационально и обдуманно, понимать, что вокруг происходит, где подстерегают беды, а где можно нащупать дорогу к благосостоянию. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ним ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития. Раннее включение детей в занятия экономикой позволит погрузить их в мир сложных и многообразных социально-психологических отношений и порожденных ими противоречий и коллизий. Опыт их разрешения – на базе полученных знаний, а также осознания собственных жизненных впечатлений – поможет развитию интеллекта, расширит кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению, научит оценивать реальные взаимоотношения между людьми «по шкале» общечеловеческих ценностей.

Ознакомление детей с реальными экономичными процессами, чаще всего встречающимися в жизни людей, позволяют ввести ребенка в мир элементарных и в то же время важнейших экономических понятий. Дети глубже познают сущность, природу уже во многом знакомых им экономических проявлений жизни. Взамен отрывочных, слабо связанных сведений у детей постепенно формируется целостная картина окружающего экономического мира и его связей с человеческим существованием.

Уроки экономики выступают как неисчерпаемый источник информации, как кладезь жизненного опыта. А познакомиться с этим опытом помогает игра, являющаяся одним из важнейших видов деятельности младшего школьника.

Программа по экономике содержит множество тем, способствующих развитию личности младшего школьника.

Например, при изучении темы « ^ Бюджет семьи » можно предложить проанализировать: «Кто сколько тратит средств? На что идут семейные расходы? Подумайте, какие доходы вы могли бы еще получить, а от каких расходов отказаться?»

Изучение темы: «Труд людей. Профессии» предполагает знакомство учащихся с разными профессиями, их месте и роли в обществе. Для лучшего усвоения темы можно провести следующие игры:

^ Игра «Составь алгоритм»

Дан алгоритм действий официанта, нужно либо что-то изменить, либо что-то добавить, убрать, составить свой.

Игра «Подбери профессию»

Детям предлагается подобрать профессию инопланетянам, посетившим нашу землю. Например, его рост 1метр, у него 2 руки, 2 ноги с тремя пальцами на каждой. Есть третий глаз на затылке. Умеет менять цвет кожи. Кем мог бы быть?(светофором возле школы или детского сада, в цирке- фокусником, спасателем на пляже, ведь у него 3 глаза, водителем)

^ Игры – инсценировки очень эффективны при формировании личностных качеств, так как учащиеся в ходе инсценирования переносят на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляют свое мнение и поступки с мнением и поступками других детей.

Например, инсценируя сказку «Лисичка со скалочкой». учащиеся рассматривают понятия «натуральный обмен», «бартер». Но так как он был неравноценный, лиса получила по заслугам. Персонаж лисы символизирует образ аферистов, которые приходят к нам в дом, пользуясь нашим доверием. Здесь же рассматривается понятие «выбор» — пустить незнакомую гостью на ночлег или нет.

^ Игры – путешествия способствуют развитию у детей толерантности, доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма, ответственности за свои действия.

Тема « ^ Бизнес. Предпринимательство» — ученики путешествуют по морю бизнеса и предпринимательства. На пути им приходится вместе преодолевать трудности: акула ( конкуренция), айсберг с обвалившейся верхушкой (обвал рубля, рост доллара), пираты ( рэкет и криминальные структуры) Справляясь с ними, учащиеся двигаются к общей цели – острову «Прибыль», пребывание на котором сулит им успех и благосостояние.

^ Ролевые игры, где дети становятся официантами, корреспондентами, архитекторами «понарошку», дают им нешуточный опыт, рассказывают о тонкостях этих профессий, вовлекая во взрослый мир.

Тема: «Ресторанный бизнес» — ученики выполняют роль официантов, поваров, музыкантов. Тема: «Газетный бизнес», когда ученики выступают в роли журналистов, наборщиков текста, редакторов, оформителей. Тема: «Строительный бизнес» — ученики изготавливают макеты зданий из бумаги, проектируют застройку своего микрорайона.

Процесс игры не только знакомит с новыми понятиями, но и заставляет детей задуматься о будущей профессии, расширяет их кругозор, развивает личность учащихся.

Ролевая игра при изучении темы:« Индивидуальный и конвейерный способ производства», где осуществляется практическая работа по изготовлению «пряников» тем и другим способом, развивает у учащихся интерес к предмету, повышает уровень самооценки.

Овладение экономическими понятиями помогает детскому разуму охватить, увидеть, понять причинно — следственные зависимости, действующие в мире экономики, осознать влияние экономики на жизнь человека, усвоить принципы разумного, логически-обоснованного выбора предпочтительного варианта действий, принятия рациональных решений.

При этом происходят явные позитивные изменения личности школьников. При ознакомлении с экономическими основами профессионального труда меняются нравственные позиции по отношению к учебной и трудовой деятельности, к самому себе и к коллективу. Появляется потребность включиться в активную деятельность по овладению разными видами труда и творчества. Учащиеся становятся более успешными, более активными, заинтересованными в высоких результатах.

Литература:

Кларина Л. М. Уроки Гнома Эконома.

Райзберг Б. А. «Экономика для детей»

Сасова И.А. «Методические рекомендации по экономике»

Понятие развитие и становление личности младшего школьника

Понятие развитие и становление личности младшего школьника

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ