CqQRcNeHAv

Подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии

Подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии.;

Подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологииПодходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологииВ зарубежной и отечественной психологии существуют разные подходы к пониманию и формированию личности человека.

Социогенетический подход объясняет особенности формирования личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми.

Он включает в себя ряд теорий:

· теория социализации, согласно которой человек рождается биологическим особью и становится личностью лишь в социуме, благодаря воздействию социальных условий жизни;

· теория научения, считает формирование личности и ее отношений результатом подкрепляемого научения, т.е. усвоения определенной суммы ЗУН (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.);

· теория ролей, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом, т.е. положением в обществе (У. Доллард, К. Левин и др.).

Таким образом, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден приспосабливаться. При этом не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека и его наследственность.

Биогенетический подход ставит в основу формирования и развития личности биологические процессы созревания организма человека.

· теория рекапитуляции, исходит из того, что развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д. (С. Холл);

· теория бессознательного, утверждает, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека (З. Фрейд);

· конституционная теория, исходит из того, что в основе формирования личности лежат особенности телосложения человека (Э. Кречмер).

Таким образом, каждая из этих теорий объясняет формирование и развитие личности человека как биологического существа с точки зрения ее наследственности (генотипа) и исключает роль социума в ее формировании.

Психогенетический подход не отрицает значения, как наследственности, так и социальной среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода выделяют следующие ориентации:

· психодинамическая ориентация объясняет поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики человека (Э. Эриксон);

· когнитивистская ориентация отдает предпочтение развитию интеллектуальной сфере психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли);

· персонологическая ориентация, акцентирует внимание на развитие личности в целом (Э Шпрангер, А. Маслоу).

В отечественной психологии проблемой формирования личности занимались следующие ученые: Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова – Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.В. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович и многие другие.

Подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии

Подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ