CqQRcNeHAv

Педагогический совет — Пути преодоления неуспеваемости учащихся

Педагогический совет "Пути преодоления неуспеваемости учащихся"

Цели педсовета:

  1. Создание благоприятных условий в урочной деятельности для перехода на профильное обучение.
  2. Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания образовательных программ.
  3. Повышение педагогического мастерства учителей, развитие их потенциала.
  4. Оказание методической помощи.

Педагогический совет - Пути преодоления неуспеваемости учащихся“Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить”.

А. Гастев

Подготовительный этап – опрос, обработка статистических данных по педагогическим затруднениям.

Ход педагогического совета

1. Обоснование актуальности темы педсовета:

“Предпрофильное и профильное обучение”… На первый взгляд простое словосочетание. Но за внешней очевидностью понятных по отдельности слов много проблем. “Профильная школа” — это не столько иное название школы, сколько иное качество образования. Образования, где едины процесс и результат. В этом смысле обучение — целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования школьников: передача старшим и усвоение молодым поколением знаний. умений и навыков; закрепление в сознании системы ценностных ориентаций, формирование мотивов самоактуализации. Самоактуализация – ключ к личностному росту старшеклассников, т.е. основная направленность современного образовательного процесса характеризуется обращенностью к ученику, поиску условий его поддержки. Следовательно, одной из функций современного учителя является содействие развитию личностного потенциала каждого ученика.

Профильное обучение обеспечивает более тонкую ориентацию на личностные характеристики и особенности ученика, исходя из общих объективных закономерностей развития общества и современного состояния педагогической науки, а главное, из необходимости социализации личности и реальных потребностей рынка.

Профильное обучение корректирует все эти требования, приводя их в соответствие с возможностями, способностями, склонностями учащихся.

Каждый человек – индивидуальность. Заходя в класс, мы встречаемся с 20 индивидуальностями одновременно, а через 40 минут к нам приходит еще столько же. Профильная школа — новая попытка дифференцировать и индивидуализировать наше образование, именно поэтому, призванная облегчить процесс обучения для школьников, профильная школа ставит в тупик учителя.

Учить всегда не просто, еще Л.Н. Толстой писал: “… Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться”. Поэтому легкость для учителя при переходе на профильное обучение – иллюзия. И мы с вами в этом убедились. Опрос, проведенный среди учителей нашей школы, показал, что педагогические затруднения не однозначны, поэтому инициативная группа, готовившая педсовет по теме “Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями в предпрофильных и профильных классах”, выделила затруднения, наиболее часто встречающиеся в опросных листах: затруднения в работе с учебным содержанием.

Ни для кого не секрет, что информация, которую должен усвоить каждый день ученик, громадная. Так, например, чтобы успешно изучить программу за 11 класс, учащийся в рамках современного образовательного стандарта должен усвоить 1600 понятий из разных предметов. При этом профильное обучение не предполагает уменьшение этого количества. Как же все усвоить, как же все успеть?

Ответ кроется в новых способах переработки информации, новых подходах к ней. Учиться этому необходимо и самому учителю, чтобы потом научить своих учеников. Поэтому эпиграфом к нашему педсовету мы выбрали высказывание А. Гастева: “ Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить”.

Мы выделили 5 основных вопросов, связанных с работой с учебным содержанием:

  1. Как научить учеников эффективной работе с информацией?
  2. Как определить круг вопросов и задач для учащихся, обучающихся в профильной школе?
  3. Как помочь учащемуся запомнить информацию?
  4. Как поддержать интерес ученика к учебе?
  5. Как устранить перегрузки учащихся, подрывающие их физическое и психическое здоровье?

Обратите внимание, что данные вопросы вставали перед нами всегда, но, работая в традиционной школе, мы с ними справлялись. Профильная школа заставляет нас еще раз вернуться к ним и обратить на них особое внимание учителей не только старшего, но и начального, и среднего звена, ведь именно начальная школа, среднее звено – стартовая площадка для организации предпрофильного и профильного обучения. Здесь начинаем мы формировать те навыки, которые так необходимы в старшей профильной школе.

Итак, учебная информация. Сегодня источником информации может и должен быть не только учебник, но и справочники, словари, энциклопедии, множество дополнительных пособий. Но в любом случае, будут это электронные или печатные материалы, это в основе своей тексты, и тексты публицистического или научно-публицистического стиля.

По данным международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА – 2003 российские школьники по оценке грамотности чтения в широком понимании находятся на 32 месте в мире.

Под грамотностью чтения понималась “способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексия на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества”.

Невысокие результаты российских школьников касаются недостаточных навыков работы с текстами:

  • Научного и делового стилей;
  • Содержащими диаграммы, таблицы, схемы, карты;
  • Междисциплинарного характера;
  • Содержащими характеристику реальных жизненных ситуаций;
  • Требующими соотнести различные точки зрения на явления, события, сформулировать свою.

Как показывает международный опыт стран, целенаправленная работа по развитию умений справляться с различными видами текстов дает результаты в течение только 5 лет.

Перед нами долгий путь и начнем мы его сегодня.

2. “Эффективные приемы работы с учебным содержанием”.

  • Реалии современных требований к качеству образования
  • Приемы работы с информационным текстом
  • Приемы работы с повествовательным текстом
  • Приемы работы с дискуссионным текстом
  • Проектная методика как эффективный прием организации учебной деятельности
  • Сравнительные особенности традиционной и проектной методики
  • Интерактивные методики

3. “Выбор вопросов и заданий для учащихся предпрофильных и профильных классов”.

  • Формулировка вопросов
  • Особенности вопросов при эвристической беседе
  • Роль вопросов в формировании общеучебных умений
  • Уровни сложности вопросов
  • Вопросы к тексту
  • Зависимость вопросов и заданий для учащихся от выбора профиля
  • Классификация учебных вопросов и заданий
  • Правила составления вопросов
  • Задача как единица построения содержания образования
  • Ситуационная задача “Шпаргалка”

4. “Роль педагогической диагностики. Рекомендации учителям по обучению школьников мнемоническим приемам работы ”.

  • Общее представление о памяти
  • Методики исследования особенностей памяти (опросник КАВ, тест из Атласа Рыбакова)
  • Формирование и развитие памяти
  • Упражнения для улучшения памяти
  • Шесть правил развития памяти

5. “Формирование мотивации успеха у школьников в образовательном процессе. Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика”.

  • Условия формирования мотивации достижения успеха в системе “педагог – школьник”
  • Принцип выбора заданий, мотивирующих учащихся на успех.

6. “Организация домашней работы учащихся”.

  • Значение домашнего задания
  • Нормы допустимых затрат времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:
  • Виды и уровни домашних заданий
  • Пути оптимизации и рационализации домашних заданий
  • Формы контроля домашнего задания
  • Этапы работы учеников над домашним заданием
  • Нетрадиционные домашние задания

7. Проект решения педсовета, разработанный инициативной группой.

  • Продолжить диагностику коллектива с целью выявления педагогических затруднений в предпрофильных и профильных классах;
  • Продолжить поиск и сбор материалов для организации работы с педагогическими затруднениями в предпрофильных и профильных классах;
  • Рекомендовать проведение МО по теме педсовета с целью отбора методов по преодолению педагогических затруднений, характерных для данного МО;
  • Рекомендовать продолжить углубленное изучение новых перспективных педагогических технологий с целью повышения эффективности уроков в предпрофильных и профильных классах;
  • Учителям организовывать индивидуальную работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях;
  • Учителям при подготовке урока учитывать индивидуальные особенности класса в целом, особенности подросткового периода (7-9 классы);
  • Рекомендовать взаимопосещение уроков учителей начальной, основной и старшей школы с целью изучения и внедрения в практику своей работы новых педагогических технологий и методов обучения, формирующих познавательный интерес у учащихся;
  • Продолжить работу по обоснованию и анализу положительного опыта с целью внедрения его в жизнь;
  • Рекомендовать методическому Совету школы систематизировать полученную информацию к концу учебного года;
  • Рекомендовать психологу и логопеду при входном и выходном тестировании учащихся начальной школы совместно с классными руководителями составлять подробную характеристику психологических особенностей и возможностей каждого учащегося;
  • Библиотекарю рекомендовать сделать подбор материала по новым педагогическим технологиям с целью оказания методической помощи учителям-предметникам.

8. Принятие решений.

Педагогический совет - Пути преодоления неуспеваемости учащихся

Преимущества такого педсовета:

  • максимально большое количество заинтересованных людей можно привлечь для решения проблем школы;
  • гласность и обратная связь в решении поставленных проблем;
  • учет возможностей и потребностей всех, кто заинтересован в организации учебно-воспитательного процесса

Список литературы:

  1. “Психология ведения урока” Н.Ю. Скороходова изд. “Речь”, г. Санкт-Петербург 2002 г.
  2. “Как построить профильную школу” В.Ю. Кричевский, В.С. Кошкина, Т.В. Щербова изд. “Просвещение” г. Санкт-Петербург 2005 г.
  3. “Организация педагогической диагностики в профильном обучении” И.Ю. Гутник изд. “Каро” г.Санкт-Петербург 2005 г.
  4. “Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе” О.Н. Крылова изд. “Каро” г.Санкт-Петербург 2005 г.
  5. В.А. Сидоренков “Углубленное изучение русского языка”, М. “Просвещение” 1996 г.
  6. Б.Т. Панов “Типы и структура уроков русского языка”, М. “Просвещение” 1987 г.
  7. “Методика обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися средних общеобразовательных школ”.“1-е сентября” Русский язык № 2 2003 г.
  8. В.Ф. Паламарчук “Школа учит мыслить”, М. “Просвещение” 1987 г.
  9. Журнал “Литература” № 18 2006 г. “Первое сентября”. № 17 2006 г. “Первое сентября”.
  10. Гигиенические требования к условиям обучения школьников по СанПин. 2.4.2.- 576-96.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ