CqQRcNeHAv

Ответы к гос. экзамену по специальности 050706 — Педагогика и психология — файл

1.doc

23.Условия и движущие силы психического развития в онтогенезе. Концепции психического развития ребенка в зарубежной психологии

Ответы к гос. экзамену по специальности 050706 - Педагогика и психология - файлОтветы к гос. экзамену по специальности 050706 - Педагогика и психология - файлВ отличие от развития вида — филогенеза — развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека. Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные .

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление— социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa),на которой можно написать все что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Этот взгляд на развитие человека существует до сих пор. Например, концепции современного «ситуационализма» в теориях личности настаивают на том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, добрых и злых, альтруистов и эгоистов — они становятся такими под давлением ситуации.

Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологиэаторского» направления, основная идея которого состоит в том что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему. Идеи, сформулированные Локком и Руссо в самой общей форме, на долгое время предопределили извечный спор относительно того, что определяет ход психического развитии человека: природа или воспитание, наследственность ил» среда, гены или образ жизни, и т.д. Однако сегодня становится все более очевидным, что процесс влияния рассматривается в обоих направлениях механистично и однозначно. Современная психология приходит к пониманию того, что сама формулировка проблемы — «наследственность или воспитание» — некорректна, и это явилось причиной бесплодных дебатов в течение многих столетий.

Выход из сложившегося положения, казалось, был найден в двухфакторных теориях детерминации развития личности. Одна из этих теорий называется теорией конвергенции двух факторов и принадлежит В.Штерну. Он считал, что психическое развитие — это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Штерн писал: «Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?». так как и то, и другое принимает участие в его осуществлении».

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием Х-элементов наследственности и У-элементов среды. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.

Другой подход к решению вопроса о детерминации развития с позиций влияния двух факторов сформировался в рамках психоанализа 3.Фрейда и многих неофрейдистских концепций. В этих теориях, в отличие от позиции В.Штерна, развитие рассматривается как результат конфронтации, или противоборства, двух факторов: биологического и социального. 3.Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов — принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Благодаря воспитанию удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности, а во внутреннем плане выражается изначальным конфликтом между различными инстанциями самой личности — «Сверх-Я» и «Оно». «Сверх-Я» представляет собой усвоенные личностью социальные нормы, правила поведения, а «Оно» содержит глубинные влечения, отражающие природное начало в человеке.

Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С.Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С.Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).

^ Концепции психического развития в зарубежной психологии

З. Фрейд. Все стадии психического развития сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам сексуальной энергии.

I оральная стадия (0-1г). Основной источник удовольствия сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением.

1 фаза -аутоэротическая. Не определяет свои ощущения на объекте, которым они были вызваны.

2 фаза – формируется представление о другом объекте.

II анальная стадия (1 — 3) либидо сосредоточено вокруг ануса. Ребенок встречается со многими запретами, необход контролир процесс дедикации

III фаллическая стадия (3 — 5) эрогенные зоны – генитальные органы. Детская сексуальность, которая была направлена на себя становится предметной.

IV латентная стадия (5 — 12) снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта.

V генитальная стадия (12 18) Все бывшие эрогенные зоны объединяются

^ 2. Э. Эриксон. Считал, что основы человеческого «я» имеют свое начало в социальной организации общества. Модус – орган, с которым связана сексуальная энергия. Когда общество придает смысл данному модусу, происходит отрыв знания от органа и превращение в модальность поведения.

1. младенчество (оральная стадия) – доверие

2. ранний возраст (анал стад) – автономия

3. возраст игры (фаллическая стадия) – импульсивность

4.школьн возраст (латентная) – достижение

5. подростковый – идентичность

6. молодость – интимность

7. зрелость – творчество

8. старость – интеграция

3. А. Валлон. Основной движущей силой технического развития ребенка Валлон считает взаимодействие ребенка со все более усложняющимися условиями его существования.

1) фаза. Эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции являются первым и основным способом связи ребенка с окружающей его социальной средой

2) моторика. Действие без реального объекта способствует отвлечению образа от вещей и переходу его в умственный план.

3) подражание. Благодаря овладению речью ребенок, определяясь от практического действия приобретает характеристику познавательной деятельности, совершаемую в умственном плане.

4)преобладает направленность вовне

^ 5. Ж. Пиаже. Развитие интеллектуальной зрелости является стартом для социальной зрелости. Пиаже поставил перед собой задачу освободиться от вербальной стороны действия, чтобы понять реальное функционирование интеллекта. Центральным моментом исследования стала структура действий и рассуждений по поводу манипулирования ребенка объектами. Задачу видел в том, чтобы проследить преобразования врожден унаследован рефлексов в различные формы сложного поведения.

Закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. В качестве единицы мысли выбрал группировки.

В интеллект развитии можно выделить 3 больших периода: сенсомоторный, период подготовки и период реализации конкретных операций. Стадии интеллектуального развития, помеченные Пиаже, можно трактовать как стадии психического развития в целом, поскольку развитие всех психических функций подчинено интеллекту и определяется им.

Ответы к гос. экзамену по специальности 050706 - Педагогика и психология - файл

Ответы к гос. экзамену по специальности 050706 - Педагогика и психология - файл

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ