CqQRcNeHAv

Ответственность за эксплуатацию автомобиля при неисправной абс

8. Эксплуатация автомобиля «Соболь»

8.1. Пуск и остановка двигателя

Рабочий диапазон температур моторного масла должен соответствовать температуре окружающего воздуха, при которой автомобиль эксплуатируется. В случаях, когда температура окружающего воздуха ниже рабочего диапазона температур моторного масла необходимо производить пуск двигателя после его предварительного разогрева. При эксплуатации автомобиля в регионах с низкой температурой окружающей среды рекомендуется установить на двигатель предпусковой подогреватель.

Перед пуском двигателя следует проверить уровни охлаждающей жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя.

Пуск двигателя производить в следующем порядке:

1. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

2. Нажать до отказа на педаль сцепления.

3. Включить зажигание. Сигнализаторы системы управления двигателем,

аварийного давления масла, разряда аккумуляторной батареи должны загореться. Сигнализатор системы управления двигателем должен гореть 5-10 с и погаснуть. Его продолжительное горение (более 15 с) указывает на наличие неисправностей в системе управления двигателем. Однако в большинстве случаев резервные режимы управления позволяют произвести пуск двигателя и продолжить движение до станции технического обслуживания или гаража (работа системы в резервном режиме не оказывает существенного негативного влияния на состояние двигателя, но при этом ухудшается приемистость двигателя и повышается расход топлива).

4. Включить стартер не более чем на 10 секунд. На педаль акселератора не нажимать! Сигнализаторы аварийного давления масла и разряда аккумуляторной батареи должны погаснуть.

5. Как только двигатель заработает, отпустить ключ и педаль сцепления.

При необходимости, допускается производить 2-3 попытки пуска с интервалом между ними не менее 1 мин, каждый раз из положения «0» выключателя зажигания.

После пуска холодного двигателя поддержание частоты вращения коленчатого вала и прогрев двигателя осуществляются автоматически, т. к. система впрыска топлива обеспечивает приготовление горючей смеси, соответствующей каждому температурному состоянию двигателя.

Остановка двигателя производится переводом ключа выключателя зажигания в положение «0». Однако после работы двигателя с большой нагрузкой нельзя останавливать двигатель немедленно. Необходимо дать ему поработать 2-3 минуты на холостом ходу.

8.2. Движение автомобиля

Движение автомобиля рекомендуется начинать на прогретом двигателе. Если такой возможности нет, и прогрев двигателя производится при движении автомобиля, то при низкой температуре окружающего воздуха и после длительной стоянки рекомендуется некоторое время двигаться на низших передачах с невысокой частотой вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева необходимо последовательно переходить на высшие передачи.

При преодолении брода следить, чтобы его глубина с учетом встречной волны и водяного вала перед автомобилем не превышала высоты нижней кромки переднего буфера над поверхностью дороги, при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, не превышающей 20 км/ч, во избежание забрасывания воды в воздухозаборники воздушного фильтра.

После преодоления брода, после мойки автомобиля, а также при длительном движении по мокрой дороге, когда в тормозные механизмы колес попадает вода, необходимо при движении произвести несколько плавных торможений, чтобы просушить диски, барабаны и тормозные накладки.

При движении по лужам необходимо снижать скорость во избежание аквапланирования, что может вызвать занос или потерю управления; при изношенных шинах эта опасность возрастает.

По возможности необходимо управлять автомобилем без резких ускорений и замедлений, так как это приводит к повышенному износу шин и увеличению

расхода топлива.

При температуре окружающего воздуха выше плюс 5°С необходимо открыть краник масляного радиатора – краник открыт, когда его рычажок направлен вдоль шланга.

Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдать следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач:

1. Привод сцепления должен обеспечивать «чистое» выключение сцепления. При выжатой педали сцепление не должно «вести».

2. Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Слишком быстрое переключение передач приводит к преждевременному износу синхронизаторов или к их выходу из строя. Не допускается переключение передач с не полностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.

3. Не допускается включение сцепления при недовыключенной передаче.

4. Включение передачи заднего хода производить только после полной остановки автомобиля.

На автомобилях типа 4×4 установлена двухступенчатая раздаточная коробка с принудительной блокировкой симметричного межосевого дифференциала и ручным управлением. Межосевой дифференциал обеспечивает постоянную связь переднего и заднего ведущих мостов, что повышает устойчивость автомобиля. Принудительная блокировка дифференциала повышает проходимость автомобиля. Высшая передача в раздаточной коробке включается при движении по дорогам с твердым покрытием и хорошим сцеплением, а низшая – для преодоления крутых подъемов, при движении по мягким грунтам и бездорожью.

Блокировка дифференциала должна быть включена только при преодолении труднопроходимых участков дорог и бездорожья (см. раздел «Вашему вниманию»). При включении блокировки дифференциала на комбинации приборов загорается сигнализатор. При въезде на дорогу с твердым покрытием блокировка дифференциала должна быть ВЫКЛЮЧЕНА во избежание повышенного износа трансмиссии автомобиля, шин и увеличения расхода топлива.

Блокировка дифференциала может быть включена как с высшей, так и с низшей передачей в раздаточной коробке.

Включение и выключение передач и блокировки дифференциала в раздаточной коробке необходимо производить на месте или при движении автомобиля со скоростью до 5 км/ч.

Затрудненное включение и выключение блокировки дифференциала может быть вызвано недостаточной приработкой новых деталей.

В случае затрудненного включения блокировки дифференциала продолжить движение в выбранном направлении, воздействуя, при необходимости, многократно на рычаг включения блокировки дифференциала до полного включения блокировки дифференциала.

В случае затрудненного выключения блокировки дифференциала раздаточной коробки необходимо производить выключение при следующих условиях:

1) Если автомобиль двигался вперед. то необходимо обеспечить движение автомобиля в «накат» назад. выключая сцепление, при этом, при необходимости, многократно воздействуя на рычаг включения блокировки дифференциала до полного выключения блокировки дифференциала.

2) Если автомобиль двигался задним ходом. то необходимо обеспечить движение автомобиля в «накат» вперед. выключая сцепление и при этом, при необходимости, многократно воздействуя на рычаг включения блокировки дифференциала раздаточной коробки до полного выключения блокировки

дифференциала.

При хранении и длительных стоянках автомобиля в зимнее время на открытых площадках, под навесом или в не отапливаемых помещениях рычаг включения передач раздаточной коробки оставлять в положении включенной высшей передачи.

8.3. Торможение и стоянка

Конструкция тормозов обеспечивает эффективное торможение. Тем не менее, необходимо тормозить плавно и умеренно во всех случаях, избегая резких торможений и блокировки тормозных механизмов.

Не выключайте зажигание и не вынимайте ключ из выключателя зажигания при движении автомобиля. С остановкой двигателя не создается разрежение, необходимое для работы вакуумного усилителя, и вследствие этого возрастает усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для торможения автомобиля.

Кроме того, при вынутом ключе вал рулевого управления блокируется противоугонным устройством и автомобиль становится неуправляемым.

В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможение автомобиля обеспечивает второй контур. При этом ход педали тормоза увеличивается и снижается эффективность торможения, что в первый момент

может быть оценено как полный отказ тормозов. В данном случае не отпускайте педаль и не производите многократные нажимы, которые только увеличивают тормозной путь – необходимо нажимать на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

При остановке на подъеме или на спуске необходимо включить стояночный тормоз и, соответственно, первую или заднюю передачу. Чтобы тормозные колодки не примерзли к барабанам после движения по мокрой дороге при резких колебаниях температур, не рекомендуется оставлять автомобиль на открытой площадке с затянутым стояночным тормозом, не просушив предварительно тормоза плавными торможениями при движении к стоянке.

В процессе эксплуатации происходит некоторое понижение уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра от метки МАХ до метки MIN, что связано с естественным износом тормозных накладок, дисков и барабанов и не является неисправностью.

8.4. Буксирные приспособления

В передней части рамы к лонжеронам крепятся штампованно – сварные кронштейны. При буксировке или вытаскивании застрявшего автомобиля в один из кронштейнов необходимо ввернуть рым-болт для установки троса или цепи (рым-болт прикладывается к автомобилю).

На задней поперечине рамы бортовых автомобилей для вытаскивания застрявшего автомобиля установлен рым-болт.

8.5. Отопление и вентиляция

Отопление и вентиляция кабины (салона)

На автомобиле установлена отопительно-вентиляционная установка.

Органы управления и индикация

Рис. 8.1. Пульт управления отопительно-вентиляционной установкой

1 – кнопка включения подачи воздуха к ветровому стеклу и стеклам передних дверей;

2 – рукоятка регулирования степени нагрева воздуха в салоне автомобиля;

3 – рукоятка регулирования производительности вентилятора;

4 – кнопка включения (выключения) режима размораживания (просушивания) стекол;

5 – кнопка включения (выключения) обогрева наружных зеркал заднего вида (в вариантном исполнении);

6 – кнопка включения (выключения) режима рециркуляции.

7 – кнопка включения подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров.

8 – кнопка включения (выключения) подачи воздуха в центральные дефлекторы вентиляции.

Рис. 8.2. Многофункциональный дисплей

1 – индикатор текущего состояния системы распределения воздушных потоков;

2 – индикатор включенного режима рециркуляции;

3 – индикатор включенного режима размораживания (просушивания) стекол;

4 –индикатор включенного состояния обогрева наружных зеркал заднего вида (в вариантном исполнении);

5 – индикатор температуры наружного воздуха (в вариантном исполнении); индикатор производительности вентилятора;

7 – индикатор нагрева воздуха.

Для получения комфортного климата в кабине необходимо:

−  установить   степень   нагрева   воздуха,  выходящего  из   отопительно-

вентиляционной установки, вращая рукоятку 2 (рис. 8.1). Степень нагрева будет условно отображаться на индикаторе

minus;   установить   производительность  вентилятора,   вращая   рукоятку   3 (рис. 8.1). Производительность вентилятора условно отображается на индикаторе

− установить комфортное распределение воздуха, используя кнопки 1, 7 и 8 (рис. 8.1).

Для достижения максимальной эффективности отопления, а также чтобы изолировать салон от неприятных запахов и дыма можно включить режим рециркуляции, нажав на кнопку 6 (рис. 8.1), при этом на дисплее должен высветиться символ  . Режим рециркуляции автоматически выключается через 10

минут. Принудительное выключение режима рециркуляции осуществляется повторным нажатием на кнопку 6 (рис. 8.1). После остановки и последующего пуска двигателя заслонка рециркуляции автоматически переводится в режимзабора наружного воздуха.

ВНИМАНИЕ!

Не пользуйтесь режимом рециркуляции длительное время, так как в этом случае прекращается поступление свежего воздуха в салон автомобиля, что может привести к ухудшению самочувствия, а также запотеванию стекол.

Устранение инея и конденсата.

Для быстрого удалением конденсата или инея со стекол (повышенная влажность, большое число пассажиров, обледенение стекол) можно воспользоваться режимом размораживания (просушивания), для чего нажать на кнопку 4 (рис. 8.1). В этом режиме система включает вентилятор и выработку тепла на максимальную производительность и переводит весь поток воздуха на обдув стекол, при этом на дисплее высвечивается символ    Повторное нажатие на кнопку 4 приводит систему в исходное состояние и символ

гаснет. Если при включенном режиме размораживания (просушивания) остановить и вновь пустить двигатель, система автоматически начнет работать в обычном режиме.

Для включения обогрева зеркал заднего вида (в вариантном исполнении) необходимо нажать на кнопку 5 (рис. 8.1) при этом на дисплее высветится символ    Обогрев зеркал автоматически выключается через 10 минут. Повторное нажатие на кнопку 5 приводит к включению обогрева еще на 10 минут. Если выключить зажигание до истечения десяти минут, то при последующем включении зажигания обогрев не включится. Можно принудительно выключить обогрев до того как он выключится автоматически, повторно нажав на кнопку 5.

Управление распределением воздуха.

С помощью кнопок 1, 7 и 8 (рис. 8.1) можно перераспределять поток воздуха в трех функциональных направлениях: в ноги водителя и пассажиров; на ветровое стекло и боковые стекла дверей; в зону груди через дефлекторы вентиляции. Текущее состояние распределения отображается на индикаторе   дисплея.

Последовательно нажимая на кнопку 1 (рис. 8.1), можно перевести весь поток воздуха на ветровое стекло. На индикаторе будет отображаться верхний треугольник и три вертикальных сегмента (воздух подается в дефростеры ветрового стекла, дефростеры боковых стекол и боковые дефлекторы вентиляции).

Последовательно нажимая на кнопку 7 (рис. 8.1), можно перевести весь поток воздуха в зону ног. На индикаторе будет отображаться нижний треугольник и три вертикальных сегмента (воздух подается в патрубки обдува ног водителя и переднего пассажира).

Используя кнопки 1 и 7 (рис. 8.1), можно добиться комфортного распределения воздуха, установив одно из промежуточных положений, например 25% на стекло и 75% в ноги. Индикатор на дисплее будет отображать верхний и нижний треугольники и два вертикальных нижних сегмента (оптимальное распределение для холодного времени года).

Нажав на кнопку 8 (рис. 8.1), можно включать подачу воздуха в центральные дефлекторы вентиляции. Индикатор на дисплее будет высвечивать боковой треугольник и горизонтальный сегмент дополнительно к описанным выше символам (воздух дополнительно подается в центральные дефлекторы вентиляции). Повторное нажатие выключает подачу воздуха в центральные дефлекторы. Включение подачи воздуха в центральные дефлекторы возможно только при наличии потока на ветровое стекло.

Распределение воздушных потоков в салоне автомобиля показано на рис. 8.3.

Вентиляция

Рис. 8.3. Распределение воздушных потоков в салоне автомобиля

Для обеспечения комфортных условий в пассажирском салоне двухрядных автомобилей и автобусов под передним пассажирским сиденьем установлен дополнительный отопитель, работающий в режиме использования внутреннего воздуха кабины. Регулировка производительности отопителя осуществляется рукояткой 11 (см. рис 5.1).

8.6. Приборы освещения и световой сигнализации

Внимание! Рассеиватели блок-фар (кроме фар с маркировкой на рассеивателе « ΛL» выполнены из пластмассы. Поэтому недопустима их очистка от пыли и грязи с использованием различных топлив, других активных веществ и жидкостей, а также сухая протирка щетками и ветошью.

Загрязнение необходимо удалять только с обильным поливом этих изделий струей воды.

Головные фары. Для замены ламп ближнего света и габаритного огня в блок-фаре необходимо снять резиновую крышку 3 (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Блок-фара:

1 – колодка; 2 – ручка регулировки пучка света в горизонтальной плоскости; 3 и 5 – крышки; 4 – гнездо для регулировки пучка света в вертикальной плоскости

Для замены лампы дальнего света необходимо снять резиновую крышку 5. Для замены лампы указателя поворота – вывернуть колодку 1 .

Ручкой 2 регулируется направление пучка света в горизонтальной плоскости. Регулировка направления пучка света в вертикальной плоскости осуществляется через гнездо 4 специальным шестигранным ключом или крестовой отверткой.

Дополнительная регулировка ближнего света в вертикальной плоскости в зависимости от загрузки автомобиля осуществляется из салона с помощью маховичка блока управления корректора фар.

На ненагруженном автомобиле цифру «0» на маховичке необходимо совместить с меткой «∞»на корпусе блока управления корректором.

При полностью загруженном автомобиле с меткой «∞» на корпусе блока управления необходимо совместить:

– цифру «1» на маховичке блока (для авт. ГАЗ-2217 и мод. на 6 пассажирских мест);

– цифру «2» на маховичке блока (для авт. ГАЗ-2752 и мод. и авт. ГАЗ-2217

и мод. на 10 пассажирских мест);

– цифру «3» на маховичке блока (для автомобиля ГАЗ-2310).

Регулировку фар необходимо производить в следующем порядке:

– проверить давление воздуха в шинах. В случае необходимости довести его до нормы;

– установить ненагруженный автомобиль на ровную горизонтальную площадку на расстоянии 10 м от экрана (рис. 8.5);

– совместить цифру «0» на маховичке блока управления корректора фар с меткой на корпусе блока;

– включить ближний свет;

– отрегулировать световые пучки ручкой 2 (рис. 8.4) и через гнездо 4

поочередно для каждой фары.

Предупреждение. При установке в фару галогенной лампы запрещается касаться пальцами колбы во избежание снижения светового потока или разрушения колбы в процессе эксплуатации.

У отрегулированных фар горизонтальный участок светотеневой границы должен совместиться с линией X – X (рис. 8.5А, 8.5В), наклонные участки светотеневой границы должны соответствовать рис. 8.5А и рис. 8.5В (с маркировкой на рассеивателе «ОСВАР»), а точки пересечения горизонтального и наклонного участков светотеневой границы – с линиями G – G и D – D.

Рис. 8.5. Разметка экрана для регулировки фар:

А – фары с маркировкой «ΛL» на рассеивателе; В – фары с маркировкой «ОСВАР» на рассеивателе; h — высота центра ближнего света фар на автомобиле; V – V – ось автомобиля. Размеры в скобках для полноприводных автомобилей

Указатели поворота и аварийная сигнализация. На автомобиле установлен электронный прерыватель указателей поворот и аварийной сигнализации, обеспечивающий также контроль за исправностью сигнальных ламп.

Если при включении указателей поворота лампа сигнализатора поворота мигает с двойной частотой, то это указывает на неисправность лампы одного из указателей поворота с правой или левой стороны автомобиля (отсутствие контакта или перегорание).

Если лампа сигнализатора поворота не горит, а лампы указателей поворота исправны, то необходимо проверить исправность лампы сигнализатора.

Если при включении указателей поворота их лампы и лампа сигнализатора не горят, это означает, что неисправен предохранитель или прерыватель указателей поворота (или его цепь).

Освещение кабины, пассажирского и грузового салона:

Блок плафонов освещения кабины установлен в передней части крыши:

пассажирский салон освещается тремя (авт. ГАЗ-2217 и мод. на 10 пассажирских мест) или четырьмя (авт. ГАЗ-2217 и мод. на 6 пассажирских мест) плафонами, установленным по бокам крыши, грузовой салон освещается плафоном, установленным над дверью. Подножка пассажирского салона освещается плафоном, установленным справа от боковой двери на перегородке салона и кабины.

На авт. ГАЗ-2752 и мод. имеющих в кабине два ряда сидений, плафон установлен над задним сиденьем справа.

В салоне авт. ГАЗ-2217 и мод. на 6 пассажирских мест над столиком установлен индивидуальный плафон. Выключатель плафона расположен на корпусе.

Задние фонари. На автомобиле устанавливаются задние фонари, включающие огни: сигнала торможения, габаритного света, указателя поворота, света заднего хода, противотуманного света.

Комплект звуковых сигналов 20.3721-01Г/201.3721-01Г.

При необходимости, произвести подрегулировку звука сигнала. Для этого надо ослабить контргайку винта, расположенного на задней стороне сигнала.

Поворотом винта в ту или другую сторону отрегулировать звук. Затянуть контргайку.

8.7. Стеклоочиститель и стеклоомыватель

На автомобиле установлены электрические стеклоочиститель и стеклоомыватель. Управление стеклоочистителем и стеклоомывателем – совмещенное. Механизм стеклоочистителя и бачок стеклоомывателя с насосом установлены в подкапотном пространстве.

Не следует включать стеклоочиститель при сухом и грязном стекле, так как это вызовет появление на стекле царапин и натиров, а также приведет к порче резиновой ленты щеток. Для очистки стекла от грязи включайте стеклоомыватель. При включении стеклоомывателя специальное реле обеспечивает включение стеклоочистителя и задержку выключения его после выключения омывателя.

Направление струй воды из жиклеров при включении омывателя можно регулировать поворотом шариков жиклеров.

По мере надобности нужно доливать фильтрованную воду в бачок стеклоомывателя. При наступлении заморозков заливать незамерзающую жидкость «Обзор» ТУ 38.102.1251-89 или 40 % водный раствор изопропилового спирта.

Стеклоомывающую жидкость «Обзор» выпускают трех марок:

А – для температуры окружающей среды до минус 35 °С.

Б – для температуры окружающей среды до минус 20 °С.

В – для температуры окружающей среды до минус 5 °С.

8.8. Предохранители

Под капотом справа находится блок предохранителей БПР-4 (для автомобилей с АБС) или БПР-2 (для автомобилей без АБС).

В блоке БПР-2 плавкая вставка на 90А защищает цепь генератора и световую цепь автомобиля, а плавкая вставка на 60А защищает общую плюсовую цепь автомобиля, кроме световой, цепи стартера и цепи генератора.

В блоке БПР-4 плавкая вставка на 90А защищает световую цепь автомобиля и плюсовую цепь генератора, плавкие вставки на 40А и 25А защищают силовые цепи АБС, а левая вставка на 90 А защищает общую плюсовую цепь автомобиля, кроме световой, генераторной, АБС и цепи стартера.

Слева в панели приборов под крышкой расположен блок реле и предохранителей. Ниже указаны величины предельной силы тока в амперах и защищаемые ими цепи.

Предохранители верхнего ряда защищают цепи:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ