CqQRcNeHAv

Особенности темперамента детей дошкольного возраста

Тема 24 Темперамент в дошкольном возрасте

Особенности темперамента детей дошкольного возраста1 Психофизиологические особенности темперамента у детей от рождения до

2 Характеристика детей с разными типами темперамента

3 Учет типов темперамента детей в их воспитании

1 Горбачева В А Опыт изучения индивидуально-типологических особенностей детей трехлетнего возраста / Известия АПН РСФСР -1954 — Вып 52 — С 6-39

2 Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада: Метод реком / Под ред В К Котырло, С Е Кулачковской — М. Сов школа, 1989 — 88 с

3 Кагальняк А О О связи характера и темперамента / / Дошкольное воспитание — 1974 — № 8 — С 60-64

4 Кузьменко В В Развитие индивидуальности ребенка 3-7 лет: Монография — М. НПУ им М П Драгоманова, 2005 — 354 с

5 Люблинская Г О Детская психология — М. Высшая школа, 1974 -354 с — С 300-304

6 Слободская Е Р Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей / / Вопросы психологии — 1955 — № 6-С 104-112

7 Уманский Л И Некоторые типологические различия в игровых действиях детей / / доклады АПН РСФСР — 1961 — № 3 — С 61-64

8 Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред М В Антроповой, М М Кольцовой-М: Педагогика, 1983 — 160 с

9 Файнберг С У каждого ребенка свой темперамент и характер / / Дошкольное воспитание — 1965 — № 2 — С 57-62

10 Смирнова Е О Психология ребенка от рождения до 7 лет-М: Школа-Пресс, 1997 — 383 с

11 Урунтаева Г А Дошкольная психология — М: Изд центр «Академия», 1997 — С 281-290

12 Чиркова Т Учет индивидуально-психологических особенностей детей / / Дошкольное воспитание — 1986 — № 5 — С 38-42

13 Чудновский В 3 О специфику типологисеских особенностей у детей дошкольного возраста / Типологические особенности вьисшей нервной деятельности человека — М, 1967 — Т V — С 58-73

1 Психофизиологические особенности темперамента детей от рождения до 7 лет

Во свойствами темперамента понимают такие устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, остаются относительно неизменными при различном содержании, целях деятельности и образуют структуру в, характеризующий тип темперамент.

Свойства темперамента наиболее зависимые от физиологических особенностей нервной системы, чем все другие психические явления

Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность пр роцесив возбуждения и торможения (И П Павлов) и динамичность в формировании реакций (В Д Небилициніцин).

Традиционно различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик

Динамические свойства психики проявляются у детей сразу после рождения Новорожденные отличаются между собой, прежде всего, реактивными приспособительными свойствами: одни быстро засыпают и просинь аються, другие медленно; в ответ на раздражитель наблюдается содрогания телом или только дрожание век, при смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются: одни интенсивно сосут, а другие вяло Так, малыш (8 мес), проснувшись, сразу открывает глаза, улыбается и спешит стать на ноги, протягивает руки к взрослому Так же легко он засыпает Такая уравновешенность нервных процессов — х арактерна черта сангвинического темперамента Иначе ведут себя дети с признаками флегматичного темперамента Витя (3 мес) засыпает не сразу, долго лежит в постели с открытыми глазами, берет одеяло, шевелит ить пальцами и рассматривает их, часто что-то лепечет, поворачивается из стороны в сторону во время сна иногда вздрагиваетригається.

Просыпается, часто плача, некоторое время после пробуждения находится в полусонном состоянии [79, с 301]

Заметно различаются дети за реакцией на нарушение привычного режима Если у детей с уравновешенной нервной системой эти изменения почти не меняют поведения, то во всех других детей они чрезвычайно негатив вно сказываются на их поведенииі.

В период дошкольного возраста свойства темперамента обусловливают динамику различных видов деятельности и общения ребенка Однако, различия в динамике поведения, деятельности, общения детей еще не Разрешать ляются однозначно определить тип темперамента ребенка Особенно сложно различать типы темперамента по признакам силы и уравновешенности, т.е. сангвиника и холерика, в определенной степени флегматика и меланхоликка.

Отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным, потому что определенный врожденным типом нервной системы Хотя ребенок и рождается с задатками ет вного типа темперамента, но он не возникает весь сразу, а зависит от созревания нервной системы Поэтому к такого психического образования, как темперамент не употребляют понятие «развитие», а говорят о созревания темперамента, имея в виду постепенное выявление его признаков Так, у дошкольника нервные процессы слабые и неуравновешенные, а свойства темперамента, зависящие от силы нервной системы сначала не оказываются Большинство здоровых детей импульсивные, непоседливые, быстро устают, но эти особенности обусловлены возрастными особенностями нервной системы, а не темпераментом в младшей школе ра уже ярко наблюдаются свойства, которые зависят именно от типа темперамента: склонность к страха или гнева, раздражительность, слабостьність, кволість.

На более раннее или позднее выявление свойств темперамента влияет также созревание эндокринного аппарата Кроме того, в последнее время психологи доказали, что каждый тип темперамента отмечается своими зак закономерности созреванияя.

В раннем детстве нервная система еще очень незрелая, процессы возбуждения и торможения слабые, нейронные связи ограничены (в микроскопе нейрон ребенка имеет веретенообразную форму, в то время как у взрослого выглядит как звездочка) Вследствие этого дети быстро устают, не способны длительное время выполнять деятельность, непоседливые, чувствительны к неблагоприятным воздействиям Поведение ребенка чрезмерно реактивная, и эта собственности тивисть еще более усиливается вследствие высокой зависимости показателей психических функций ребенка от окружающей ситуации Даже незначительное повышение голоса мамы уже может вызвать слезы и обиды малыша Он очень легко отвлекается и очень трудно потом возвращается к роботботи.

Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее она устает Малыш особенно быстро устает, если переживает интенсивные эмоции, воспринимает много новых раздражителей, общается со киль ькистю людей, глубоко погружается в работу Признаками усталости является снижение у ребенка интереса к работе, ухудшение показателей внимания, восприятия, памяти, речи, снижение управляемости, ухудшение координации ее движений тощщо.

Так, дошкольник может вдруг стать неузнаваемым: нарушает правила поведения, хотя давно их усвоил; не может сложить пирамидку, хотя хорошо умеет это делать Если у взрослого человека усталость вызывает уменьшение к количества движений, их амплитуды и силы, то у малыша бывает наоборот: он громко плачет, швыряет игрушки, бегает по комнате, не желая ложиться Нервная система дошкольника созревает очень быстро и после поступления в школу имеет почти такие же показатели, как у взрослого человекни.

Такие реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением Ребенку трудно долго усидеть на месте не двигаясь; выполнять работу, включает несколько последовательных этапов, возвращать ись в продолжение того, что начала вчера Негативно влияет на малыша изменение привычных условий жизни: он капризничает, теряет усвоенные до этого навыки и умения, будто возвращается в своем поведении на кол а шагов в прошлое Трудно ребенку сдерживать свои эмоции, особенно в ситуациях, вызывающих страх и тревогу: например, разлука с матерью, посещение врача тощощо.

Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить спокойный и стабильный режим дня, согласие в родственных отношениях

Заключение о психофизиологических особенностях темперамента детей от рождения до 7 лет

- динамические свойства психики оказываются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;

- отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;

- становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;

- чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее она устает;

- реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;

- взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Особенности темперамента детей дошкольного возраста

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ