CqQRcNeHAv

Особенности исследования личности в социальной психологии

Особенности исследования личности в социальной психологии

Особенности исследования личности в социальной психологииОсобенности исследования личности в социальной психологииСодержание Введение 3

1. Социальная психология личности 5

1.1. Понятие о личности в психологии 5

1.2. Личность как социальная система. Общественное и индивидуальное в личности 7

1.3. Образ жизни личности. Жизненная позиция 9

2. Особенности исследования личности в социальной психологии 11

2.1. Личность как предмет исследования в социологии и психологии 11

2.2. Методы социально-психологического исследования 23

2.2.1. Метод наблюдения 24

Выводы 32

Список литературы 34

Введение Социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия [1]. В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии, выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся следующие: «личность-личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, психолог — клиент и т.д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т.п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер — ведомые, командир — взвод, новичок — школьный класс и т.д.), взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т.д.).

В данной работе объектом исследования является личность.

Предметом изучения является социальное исследование личности в социальной психологии.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Как следует из факта несовпадения, нетождественности понятий «индивид» и «личность», последняя может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей «сверхчувственны». Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы. Они образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого индивида в системе межиндивидных связей и шире — в системе общественных отношений.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия [2].

Целью данной работы являются особенности исследования личности в социальной психологии.

Предложенная цель работы предусматривает следующие задачи: литературное обзор психологии личности, понятие личности, личность как социальная система, личность как предмет исследования социологии и психологии, изучение основных методик исследования личности в социальной психологии, особенности исследования.

Список литературы 1. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология. — 3-е изд. стереотип. — М. Издательский центр «Академия», 2002. — 512с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. Под ред. В.А.Сластенина. — М.:Издательский центр «Академия», 2000. — 264с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. — М. 1990.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. Питер Ком, 1998. — 688с.

5. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. хрестоматия. Издание третье, допол. — Самара: Изд-й Дом «БАХРАХ-М». 2002. — 512с.

6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М. ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 224с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. — М. Аспект-Пресс, 1999. — 375с.

8. Социальная психология: Хрестоматия. / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая — М. Аспект Пресс, 1999. — 475с.

9. Соснин В.А. Красникова Е.А. Социальная психология. — М. ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.-336с.

10. Немов Р.С. Общая психология. М. Владос, 2001. — 396с.

11. Психология. / под общей ред. В.Н.Дружинина. — СПб. Питер, 2000. — 672с.

Похожие работы

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать: a) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (поступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ жизни и т.

В системе современного социально- психологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. К человеку обраща-ются различные науки, и каждая из них имеет свою специфику. Эта специфика определяется их предметом. Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: гуманитар-ные науки изучают человека как общественное существо, а естественные — как биологическое, природное.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце 19 века. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Исследования процесса развития личности в отечественной психологии В данном реферате на основе анализа, отбора и систематизации некоторых материалов, представленных в отечественной психологии, сформулированы подходы к развитию личности в онтогенезе. Развитая, зрелая личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, культуре [6].

Тема человеческого «Я» (self) всегда была для психологии проблематичной и противоречивой. Одно время казалось, что изучать научно феномен с такими запутанными и разноплановыми проявлениями и который так глубоко сокрыт внутри индивида просто невозможно; этот конфликт частично развивался в спорах гуманистически и бихевиористски ориентированных психологов.

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология — наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах.

Введение В системе современного социально- психологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. К человеку обраща-ются различные науки, и каждая из них имеет свою специфику. Эта специфика определяется их предметом. Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: гуманитар-ные науки изучают человека как общественное существо, а естественные — как биологическое, природное.

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Психологическая теория личности служит основой понимания человека, раскрытия психологии личности юриста. Анализ психологических особенностей личности юриста проистекает из специфики той деятельности, которую эта личность реализует, и в которой она проявляется как субъект деятельности.

Психологическая диагностика является неотъемлемой частью профес-сиональной деятельности практического психолога. В то же время многооб-разие методов и методик психодиагностики зачастую может оказать плохую службу практическому психологу, плохо ориентирующемуся в мире психо-диагностических методик.

Личность — одна из базовых категорий психологической науки. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Спецификой российской истории социальной психологии является то, что многие ее проблемы оказались вкрапленными в идейные построения общественных движений и принимались на вооружение различными общественными силами. Отчасти именно поэтому возникла традиция своеобразного «ангажирования» социальной психологии идеологией.

Особенности исследования личности в социальной психологии

Особенности исследования личности в социальной психологии

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ