CqQRcNeHAv

Обусловленность развития личности

Обусловленность развития личностиОбусловленность развития личности

Проблемы личности советского человека в психологии

Соотношение индивидуальных и общественных потребностей в мотивациопной сфере личности является ее важнейшей характеристикой, имеющей исключительно большое зпаченпе для педагогической практики. В советской психологии принято считать, что для формирования мотивов индивида нужно определенным образом организовать его деятельность. По-видимому, главным в этой организатщи должно быть раскрытие тех или иных сторон общественных отношений, т. с. иначе говоря, нужно так организовать деятельность, чтобы обеспечить включенность индивида в определенные общественные отношения и их отражение в его сознанин.

Чем полнее включен индивид в систему общественных отношений, чем шире его возможности двигаться в этой системе, тем больше оснований рассчитывать на форлшрование у него общественно значимых мотивов. В свою очередь, отгороженность индивида от тех или иных отношений ведет к ограничению его мотивацпопной сферы, т. е. деятельность должна быть организована так, чтобы ее вынолненне раскрывало перед индивидом перспективу в системе общественных отношений. Это подтверждается б.гестящим педагогическим опытом А. С. Макаренко.

Являясь внутренним побуждением к деятельности, мотив тем не менее не определяет ее конкретных характеристик, поскольку потребность (даже отраженная в голове индивида, т. с. станнгая мотивом) может быть удовлетворена разными способами. Конкретные особенности деятельности определяются целью. Причем на основе одного и того ;ке мотива могут формироваться разные цели. Если мотив лишь побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель — к предмету, на который деятельность направлена. К сожалению, в психологическом анализе деятельности мотив и цель часто не расчленяются, а иногда и просто отождествляются. Между тем спектр их взаимоотношений весьма широк: от более или менее полного соответствия до значительного расхождения и даже противоречия. При этом случаи полного соответствия цели мотиву довольно редки и скорее составляют исключение, чем правило.

В реальной жизни предмет, способный удовлетворить ту или иную потребность индивида, обычно не совпадает с продуктом его деятельности. Такая дивергенция мотива и цели в индивидуально деятельности обусловлена ее общественным характером, прежде всего — общественным разделением труда. К. Маркс отмечал как одну из важных характеристик производственной деятельности то, что продукт труда конкретного работника выступает как потребительная стоимость не для пего самого, а для других людей, т. е. является предметом потребности других людей. И, напротив, продукты труда других людей служат удовлетворению потребностей данного конкретного работника. Таким образом, цель его деятельности (производство некоторой потребительной стоимости) не определяется непосредственно его индивидуальным мотивом (и стоящей за этим мотивом индивидуальной потребностью). Отпошетпю мотива к цели опосредствуется общественными отношениями, прежде всего сложившейся в данном обществе системой производства, обмена и потребления.

Детерминированность развития личности общественными отношениями не означает, что она является пассивным слепком этих отношений. Личность включена в общественные отношения активным образом, участвует в их формировании, развитии, упрочении и изменении. Сами общественные отношения, как отмечал ленин, складываются из действий конкретных личностей. Общественная ценность каждой личности и определяется прежде всего тем, какой вклад она вносит в общественные отношения: отдает ли она свои способности делу развития общества или использует их только для себя либо для узкой группы связанных с пею людей.

Обусловленность развития личности

Обусловленность развития личности

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ