CqQRcNeHAv

Общение как восприятие. Психологические механизмы социальной перцепции

Общение как восприятие. Психологические механизмы социальной перцепции.;

Общение как восприятие. Психологические механизмы социальной перцепцииОбщение как восприятие. Психологические механизмы социальной перцепцииЧитайте также:

Одной из задач социальной перцепции (восприятия человека человеком) является оценивание другого человека, интерпретация его поведения. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин этого поведения. Тогда, в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения, сами образцы поведения, какие-то личностные качества..

Приписывание осуществляется на основе сходства с каким-то другим человеком в другой похожей ситуации, ранее полученного опыта, на основе анализа

собственных мотивов в этой ситуации и т.д. Сам феномен приписывания связан с недостатком информации и необходимостью восполнения этого недостатка. Мера и степень приписывания в процессе межличностного общения зависит от многих факторов. Типичное поведение легче поддается однозначной интерпретации, а уникальные поступки допускают много толкований, а значит, дают простор приписыванию. Поведение,соответствующее социальным нормам, легко объясняется, а нарушение этих норм (социально-нежелательное поведение)расширяет диапазон приписывания. Приписывание зависит также от предшествующей оценки объекта восприятия, первого впечатления, сформировавшейся установки,

действия стереотипов и ряда эффектов.

Ошибки, связанные с восприятием другого человека, их последствия и

необходимость учета в деловом общении

Приписывание, неизменно сопровождающее процесс восприятия другого человека, приводит к неточностям, искажениям, ошибкам. Избежать этих ошибок полностью невозможно, но следует помнить об их существовании и стараться уменьшить их негативные последствия.

Чем менее нейтральной является ситуация общения, чем больше она значит для

включенных в нее людей, тем больше вероятность ошибки. Перед человеком не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, это регулятор последующего поведения, он необходим нам для того, чтобы правильно и эффективно построить свое поведение. Наше общение строится разным способом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данный момент характеристики – это те, которые позволяют отнести партнера к какой-либо группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно, а остальные черты и особенности «достраиваются» по определенным схемам, и именно

здесь появляется возможность ошибки. Остановимся на трех источниках таких

ошибок, которые связаны с действием некоторых факторов:

· превосходства (статуса)

· привлекательности

· «отношения ко мне» (доброжелательности или враждебности).

В каждом из этих случаев мы оцениваем человека по важному для нас фактору, азатем эту оценку совершенно необоснованно распространяем на другие его

качества и черты личности. На практике ошибки возможны в любую сторону, как в

сторону завышения, так и в сторону занижения оценки этих качеств.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для

людей как социальных существ главным является определение групповой

принадлежности партнера (стереотипизация). Поэтому можно сказать, что первое

впечатление почти всегда правильно. Ошибкой является то, что стереотипизация

вызывает определенную оценку и неизвестных пока качеств. В постоянном общении

результаты первого впечатления продолжают действовать.

Отчасти с этим связано стремление произвести хорошее впечатление при

знакомстве, эти же механизмы вызвали появление определенных правил поведения,

закрепленных, в частности, в деловом этикете. ( Примеры позитивных и

негативных последствий ошибок восприятия)

Таким образом, при построении деловых отношений следует учитывать механизм

возникновения ошибок восприятия. Знание этих закономерностей помогают создать

положительный эффект при самопрезентации и по возможности компенсировать

искажения при формировании представления о партнере по общению.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения

При более длительном межличностном общении восприятие и понимание

собеседника становится более глубоким. Оно происходит на основе других

Общение как восприятие. Психологические механизмы социальной перцепции

Общение как восприятие. Психологические механизмы социальной перцепции

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ