CqQRcNeHAv

Общая психология вайнштейн

/ Л.А. Вайнштейн. Общая психология / Л.А. Вайнштейн. Общая психология

Общая психология вайнштейнУДК 159.9(075.8) ББК 88я73 В17

Рецензенты: кафедра общей и дифференциальной психологии Бело­русского государственного педагогического университета им. М. Танка; док­тор психологических наук, профессор В.А. Янчук

Вайнштейн, Л.А. В17 Общая психология. учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. —Минск: Соврем, шк., 2009. — 512 с.

ISBN 978-985-513-428-3.

Учебник написан в соответствии с Типовой учебной программой курса «Общая психология» для студентов психологических факульте­тов и психологических специальностей высших учебных заведений с учетом современных достижений психологической науки. Содержа­ние учебника соответствует требованиям Государственного образова­тельного стандарта по специальности 1-23 01 04 «Психология».

Для студентов университетов, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов и преподавателей.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Учебное издание

Вайнштейн Л.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник

Редактор О. В. Федькова

Компьютерная верстка О.Ю. Соловей

Подписано в печать 28.11.2008 с диапозитивов заказчика. Формат 60×84/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Нимбус». Офсетная печать. Усл. печ. л. 29,76.

Печ.л. 32. Тираж 3050 экз. Заказ 3128.

ООО «Современная школа». ЛИ № 02330/0056728 от 30.12.2003. Ул. П. Глебки, 11, 220104, Минск.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати»». ЛП№ 02330/0131528 от 30.04.2004. Пр. Независимости, 79, 220013, Минск.

ISBN 978-985-513-428-3 © Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов,

И.А. Фурманов, 2009 © Издательство «Современная школа», 2009

Глава 12. ЭМОЦИИ 12.1. Понятие об эмоциях

Термином «эмоция» (от лат. emovere— возбуждать, волно­вать) принято обозначатьособую группу психических процессов и состоянии, в которых выражается субъективное отношение че­ ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существова­нии вообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций либо же в возможности их экспериментального изуче­ния, так и полное отрицание необходимости употребления та­кого понятия (рис. 63).

Первая теоретически обоснованная трактовка эмоциональ­ных явлений принадлежит психологам-интроспекцио-нистам: эмоции — это особая группа явлений сознания, имею-

щих два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Также представители интроспективной психологии обратили внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направле­нии привело к довольно радикальному изменению в концеXIXв. взглядов на природу эмоциональных явлений, которые стали рассматриваться какспецифический вид илипроизводная физио­логических процессов (теория Джемса—Ланге, Дж. Девея и др.). После критики этих взглядов проблема изучения эмоций заин­тересовала бихевиористов (В. Кэннон, Дж. Уотсон, Е. Тол-мен) и психоаналитиков (3. Фрейд). Параллельно разви­валось еще одно направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначе­ния, из функций, которые они выполняют в адаптации челове­ка к окружающему миру (Ч. Дарвин и др.). К началу 50-х гг. бурно начинает развиваться необихевиоризм, в рамках которого смещается акцент рассмотрения эмоций: теперь это не столько реакции на определенную ситуацию, сколько пере­менные, влияющие на возникновение и ход протекания пове­денческой реакции (Дж. Браун и И. Фарбер, Д. Линдсли). Пос­ле когнитивной «революции» начинают разрабатывать­ся идеи познавательной детерминации эмоций (М. Арнольд, С. Шехтер, Р. Лазарус). Несколько позднее появляются биоло­гически ориентированные теории, которые, однако, делают ак­цент на эмоциях как экспрессивных реакциях, а не как физио­логических изменениях (Е. Томкинс, К. Изард, Р. Плутчик).

Несмотря на концептуальные разногласия в большинстве теорий, при определении эмоций принимались во внимание три компонента, характеризующих эмоцию как психиче­ское явление:

переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыха­тельной, пищеварительной и других системах организма;

3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы

эмоций (мимика, пантомимика).

Концепция эмоций, разрабатываемая и в отечественной (рефлективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфиче­ский продукт деятельности мозга, сущность которого заключа­ется в отражении окружающей действительности. Эмоции — это один из видов функционального состояния мозга, форма от-

рожающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, эмоции — это «отношение человека к миру, к тому, что он испы­тывает и делает, в форме непосредственного переживания» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, в отечественной психологии подчеркивают­ся два основных аспекта эмоций:

аспект отражения — эмоции являются специфической формой отражения значимости предметов и событий действи­тельности для субъекта. Эмоции — это особый класс психиче­ских процессов и состояний, связанных с инстинктами, потреб­ностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значи­мость действующих на индивида явлений и ситуаций для осу­ществления его жизнедеятельности;

аспект отношения — эмоции выражают субъективное отно­шение человека к миру. «Эмоциональная жизнь есть своеобраз­ная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру» (П.М. Якобсон).

В отличие от интроспективной психологии эмоции в реф­лективной психологии трактуются не как независимый мир субъективных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга (как материальным субстратом). В противоположность бихеви-ористам отечественные психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом физиологических реакций; эмоция — это психическое явление. Вместе с тем они подчеркива­ют значение тех физиологических механизмов, которые явля­ются условием возникновения эмоциональных процессов (ос­новные представления о физиологических механизмах эмоций основываются преимущественно на учении И.П. Павлова). В противоположность сторонникам глубинной психологии ут­верждается, что эмоции обусловлены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружа­ющим миром.

Признание эмоций особым классом психических явлений тесно связано с проблемой определения их специфики (отли­чий от познавательных или мотивационно-потребностных про­цессов). Согласно Г.-М. Бреславу, эмоции являются посредни­ками между мотивационными и познавательными процессами.

324

325

К. Изард отмечает, что эмоциям в отличие от потребностей не присуще такое свойство, как цикличность.

К основным различиям эмоциональных и познаватель­ных процессов можно отнести следующие:

эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в то время как познавательные — к многообразным объектам, и соответственно первым присуща субъективность, а вторым — объективность содержания опыта;

отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей — отношений между предмета­ми и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же предмет или одно и то же явление действительности спо­собны вызывать иногда совершенно противоположное субъек­тивное отношение;

эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожден­ными механизмами. Также они в меньшей степени опосредова­ны речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и произвольно контролируемы, чем познава­тельные процессы;

качественные особенности (модальности) эмоциональ­ных явлений — радость, страх, гнев и др. — специфичны и отли­чаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. Познавательные же процессы в меньшей степени оп­ределяются потребностями;

эмоциональные явления тесно связаны с различными фи­зиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различ­ных физиологических систем;

эмоциональные явления входят как обязательный компо­нент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ведут, как правило, к различным личностным расстройствам. Познавательные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их нарушения (например, частные когни-

тивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функ­ционированию интеллектуальных процессов обычно приписы­вается порядок, гармония, организация, в то время как эмоцио­нальное реагирование отличается неопределенностью, непред­сказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания считать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и не­предсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко определенным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устой­чивым и несмотря на разнообразие форм сходным.

Кажущаяся парадоксальность данного тезиса, а точнее, ка­жущееся его несоответствие повседневному опыту, обусловле­но тем, что возможность прогнозирования поведения челове­ка, который руководствуется рациональными представления­ми, является значительно большей, чем возможность прогнози­рования поведения человека, охваченного эмоцией и в связи с этим реагирующего неожиданным для себя и для других спосо­бом. Эта непредвосхищаемость реакций и действий, совершае­мых под влиянием эмоций, связана до некоторой степени с тем, что закономерности, управляющие эмоциональными про­цессами, в отличие от законов мышления, вплоть до последне­го времени систематически не изучались. Более того, счита­лось, что если они и существуют, их трудно выявить и исполь­зовать. Однако за последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюде­ний и экспериментальных данных, позволяющих определить место эмоций в общей системе знаний о психической деятель­ности человека.

Таким образом, эмоции — это особый класс психических явле­ний, выражающих в форме непосредственного переживания зна­ чимость для субъекта внешних и внутренних событий и регулиру­ ющих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

12.2. Свойства эмоций

Эмоции как особый класс психических явлений обладают рядом отличительных особенностей и закономерностей своего функционирования.

326

327

Пристрастность (субъективность) — зависимость реагиро­вания человека на различные события его жизни от субъектив­ного к ним отношения (обусловленного его потребностями, ус­тановками, опытом, темпераментом и т. п.). Любое психиче­ское явление субъективно. Когда же речь идет о субъективном характере функционирования эмоций, подчеркивается их спо­собность определять и выявлять субъективную, личностную значимость того или иного события для конкретного человека. П.В. Симонов называет эмоции «универсальной мерой значи­мости». Эта значимость слагается из актуального состояния мо-тивационной сферы индивида, его прошлого опыта, в частнос­ти, успешности (неуспешности) осуществления тех или иных видов деятельности, а также устойчивых (врожденных или при­обретенных) особенностей эмоционального реагирования. На­пример, выступление перед аудиторией для одних людей явля­ется источником положительных эмоций, в то время как для других связано с выраженными переживаниями тревоги и сму­щения, причем эти негативные переживания могут быть связа­ны как с врожденной застенчивостью человека, так и с преды­дущими неудачами публичных выступлений.

Интегралыюсть — объединение в единое целое всех функ­ций организма. Это свойство эмоций, по мнению П.К. Анохи­на, позволяет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгно­венно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагировать с помощью определенного качества эмо­ционального состояния, способствуя тем самым успешной адаптации индивида.

Пластичность — многообразие оттенков переживания эмо­ции одной модальности, как количественное (интенсивность, длительность и т. д.), так и качественное (знак). Например, пе­реживание эмоции страха (которую общепринято называют от­рицательной эмоцией) у любителей «острых ощущений» спо­собно вызвать радостное, приподнятое настроение.

Адаптация — притупление, снижение интенсивности эмоцио­нальных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при долгом повторении одних и тех же воздействий. Так, длитель­ное действие приятного раздражителя вызывает ослабление пе­реживания удовольствия. Например, частое поощрение работ­ников одним и тем же способом приводит к тому, что они пере­стают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же

время перерыв в действии раздражителя или его изменение мо­гут снова вызвать удовольствие. По данным В. Витвицкого, не­удовольствие умеренной интенсивности также подвергается адаптации, однако адаптации к боли не наступает.

Суммация — соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. При этом возможно как «про­странственное» объединение эмоциональных реакций, пере­живаемых одновременно, так и временная суммация пережива­ний, следующих друг за другом. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результа­те чего и их переживание может становиться сильнее. В. Вит-вицкий отмечает, что наиболее сильное удовольствие или не­удовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. Часто процесс суммации эмоциональных переживаний являет­ся скрытым и не осознается человеком (эффект «последней капли»).

Для некоторых теорий (У. Макдугалл, Р. Плутчик, В. Вундт и др.) возможность соединения эмоций является основным принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. В. Вундт подробно рассматривает основные принципы соединения эмоциональных элементов в «единую равнодействующую чувства»: принцип градации элементов, принцип ценности целого, принцип усиления ценности чувств при их сложении.

Амбивалентность (от лат.ambo— оба и уа1епйя — имеющий силу) — противоречивость эмоционального переживания, свя­занная с двойственным отношением к чему или кому-либо и ха­рактеризующаяся его одновременным принятием и отверже­нием. Другими словами, человек одновременно испытывает и положительные и отрицательные эмоциональные пережива­ния. Термин предложил швейцарский психолог и психиатр Э. Блейер. В психоаналитическом направлении традиционно объясняют данный феномен наличием конфликтов в мотива-ционной сфере человека. Многообразие потребностей, много­гранность явлений окружающей действительности у плохо ин­тегрированной личности могут способствовать появлению тако­го двойственного отношения. Однако, по мнению А.Н. Леонтье­ва, амбивалентность не является внутренне присущей особенностью эмоций, а возникает в результате несовпадения или

328

329

противоречивости таких подклассов эмоциональных процес­сов, как чувства и собственно эмоции, т. е. устойчивых эмоцио­нальных отношений к объекту и эмоциональных реакций на сложившуюся преходящую ситуацию (любимый человек мо­жет в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию не­удовольствия, гнева).

Динамичность — временное развитие эмоциональных реак­ций, заключающееся в фазовости их протекания. Например, польский психолог Т. Томашевски смог выделить четыре фазы развития эмоции гнева (рис. 64):

кумуляция (накопление возбуждения);

переломный момент — взрыв;

уменьшение напряжения;

угасание.

Коммуникативность — передача посредством эмоциональ­ной экспрессии (интонаций, тембра голоса, мимики, жестику­ляции и т. д.) информации от одного участника общения к дру­гому. Как отмечает К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить от­дельные слова, способен сообщать окружающим о своем внут­реннем состоянии с помощью средств эмоциональной экс­прессии.

Заразительность — передача какого-либо эмоционального состояния другим людям. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника, поэтому данное свойство эмоций наиболее пристально изучается социальными психологами (например, при изучении механизмов формирова-

ния групповой сплоченности или поведения человека в толпе). По мнению П. Фресса, заразительность эмоций увеличивается при сокращении социальной дистанции между индивидами, а также при яркой выраженности внешних эмоциональных про­явлений. Усиливает заразительность эмоций и идентификация себя с человеком, испытывающим то или иное переживание.

Предвосхищение (антиципация) — прогнозирование вероят­ностного исхода значимых событий до их совершения. Такое прогнозирование становится возможным благодаря актуализа­ции представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. По-видимому, именно данное свойство лежит в основе функци­онирования такого эмоционального переживания, как тревога.

Мнестичностъ - запоминание, сохранение и воспроизведе­ние эмоций при повторном воздействии или представлении си­туации, в которой они возникли. В связи с этим выделяют осо­бый вид памяти —эмоциональная память. P.M. Грановская на­зывает следующие особенности функционирования данного вида памяти:

быстрота формирования следов;

особая их прочность;

непроизвольность воспроизведения.

До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, какие эмоциональные переживания лучше запоминаются. В начале XXв. среди западных психологов преобладала точка зрения, что в памяти лучше сохраняются положительные эмо­ции. По мнению 3. Фрейда, это связано с действием механизма вытеснения, стремящегося удалить в бессознательную сферу все неприятные и травмирующие переживания. П.П. Блон-ский, напротив, доказывал, что лучше запоминаются отрица­тельные эмоции, поскольку это является более биологически целесообразным: животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель.

По данным П.В. Симонова, эмоциональная окраска воспо­минаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент са­мого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъ­екта в данный момент.

На рис. 65 в качестве примера показана графическая запись эмоциональной памяти штангиста при действительном подъ­еме штанги (слева) и при представлении по памяти (справа).

Наряду с запечатлением того или иного эмоционального пе­реживания, эмоциональная память обеспечивает быстрое и

прочное запоминание вызвавшей его причины, однако часто такая информация является не очень точной, а порой даже сильно искаженной.

Иррадиация — распространение эмоционального пережива­ния с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Так, счастливому человеку «все улыбается», кажется приятным и радостным; обозленного же, напротив, все раздражает. В наибольшей степени данное свойс­тво проявляется в функционировании настроений.

Генерализация — возникновение эмоциональных пережива­ний под воздействием индифферентных раздражителей, схо­жих с эмоциогенными. Генерализация эмоциональных реак­ций обычно протекает на фоне сниженной способности инди­вида к дифференцировке порождающих их стимулов, вслед­ствие чего ряд раздражителей, даже слабо напоминающих эмоциогенные, начинает вызывать соответствующие пережи­вания. И именно из-за этого свойства эмоциональные пережи­вания приобретают часто иррациональный характер. Так, ребе­нок, у которого первоначально возникла негативная эмоцио­нальная реакция на какую-либо собаку (например, из-за укуса или громкого лая), начинает так же реагировать на схожие объ­екты (на любых собак, вообще на животных, на похожие иг­рушки и т. п.). Одно из положений теории 3. Фрейда — положе­ние о «первичном выборе объекта» — основывается на способ­ности эмоций к генерализации на основе семантического сходства (эмоциональное отношение к определенному предме­ту переносится на другие, похожие по значению предметы). Согласно 3. Фрейду предметы или лица, которые впервые в дет­стве удовлетворили либидозное влечение ребенка, становятся

как бы образцами. На них позднее ориентируется взрослый че­ловек. Так, мать является эталоном желанной женщины, при этом значение имеет не столько физическое сходство, сколько схожесть определенного отношения к ребенку. В целом самый широкий диапазон генерализация имеет на начальных этапах приобретения опыта (в частности, в детском возрасте). По ме­ре накопления соответствующего опыта пределы генерализа­ции сужаются.

Генерализация не только происходит на основе физическо­го и семантического сходства раздражителей, но и распростра­няется на предметы, появлявшиеся одновременно с источни­ком эмоционального переживания. Это указывает на возмож­ность образования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмоциогенной ситуацией в целом, в силу чего даже ней­тральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать определенные эмоции. Более того, индивид чаще все­го старается избегать всего, что может быть связано с вызвав­шей сильные отрицательные переживания ситуацией, препят­ствуя тем самым возможности образования других (положи­тельных или нейтральных) и распада первоначальных негатив­ных ассоциаций.

12.3. Структура эмоций

Впервые идея сложности психологической структуры эмо­ций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, струк­тура эмоций включает три основных измерения:

удовольствие/неудовольствие;

возбуждение/успокоение;

напряжение/разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были разви­ты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:

импрессивный (внутреннее переживание);

экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и рече­вая активность);

физиологический (вегетативные изменения).

Таких взглядов на структуру эмоций придерживаются мно­гие психологи (Г.М. Бреслав, К. Изард, Е.П. Ильин, Р. Лазарус, А.Н. Лук и др.).

Каждый из этих компонентов при различных формах эмо­ционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент эмоционального реагирования (пере­живание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфи­ческое внутреннее переживание, являющееся, по А.Е. Ольшан-никовой, «главной эмоциональной единицей». Согласно С.Л. Ру­бинштейну, переживание — это неповторимое событие внут­ренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л.И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше разобраться в его сущности. Следо­вательно, основной функцией переживаний является образова­ние специфического, субъективного опыта человека, направ­ленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.

В современной психологии существует несколько под­ходов к определению понятия «переживание»:

через его противопоставление объективному знанию. Так, согласно Л.М. Веккеру, переживание — это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов является знанием;

через лингвистический анализ слов «переживание», «пере­ жить». Это характерно для деятельностной теории пережива­ний Ф.Е. Василюка, согласно которой пережить что-либо — зна­чит перенести какое-то жизненное событие, справиться с кри­тической ситуацией, а переживание — это «особая деятель­ность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия меж­ду сознанием и бытием, общей целью которой является повы­шение осмысленности жизни». Переживание-деятельность проявляется в тех случаях, когда становится невозможным пря­мое и непосредственное решение проблем в предметно-практи­ческой деятельности;

через критерий осмысленности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кан-дыбович дают следующее определение переживанию: это «осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значи­мым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни». По мнению А.Н. Леонтьева, основ­ной функцией переживаний является сигнализация о личност­ном смысле события, а Ф.Е. Василюк считает, что функцией пе-

реживаний является не только выявление, но и производство личностного смысла;

4) через критерий значимости: насколько те или иные собы­тия или предметы необходимы, полезны либо, наоборот, вред­ны для данного человека. Ф.В. Бассин, анализируя проблему «значащих переживаний», пишет о том, что любое событие мо­жет приобретать для человека «значение» другого типа, «опос­редованное» не объективными характеристиками воздействия, а «историей» субъекта.

Наиболее верной представляется точка зрения, что не смысл (представляющий собой феномен сознания), а именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущности понятия «переживания», поскольку пере­живания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника, и в качестве результа­та, продукта процесса переживания.

Таким образом, переживание — это проявление субъективно­го отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необ­ ходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Различные ученые по-разному определяют характер и сте­пень значимости событий, способных вызвать эмоциональную реакцию. Если для В. Вундта любое воспринимаемое событие является значимым (и, следовательно, эмоциональным) уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, то согласно другим ученым (Р. Лазарус, Э. Клапаред и др.) эмоции возникают только в исключительных случаях.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.

Эмоциональные переживания имеют определенное выраже­ние во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомими­ке, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше осознаются и контролируются человеком. Вмес­те с тем человек не способен полностью управлять, контроли­ровать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, ха­рактерное для одного вида эмоций, и одновременно пережи­вать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказыва­ется неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N.Bull). Кроме того, блокирование (подавление, сдержива­ние) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в

Общая психология вайнштейн

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ