CqQRcNeHAv

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯНОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯНОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

А.А. АЛЕКСЕЕВ

САНКТПЕТЕРБУРГ

Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб. Питер, 1999. 720 с.

В оригинале этот известный, выдержавший семь изданий учебник называется «Развитие человека «. Его автор Грэйс Крайг вот уже тридцать лет преподает эту синтетическую дисциплину студентам, избравшим одну из многочисленных профессий типа «человек человек «. Опираясь на данные истории, антропологии, социологии, демографии, биологии, медицины и, разумеется, возрастной психологии, автор рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти.

Как следует из названия оригинала, учебник посвящен именно развитию человека, а не психическому или какому-то иному аспекту развития. Вниманию читателей предлагается систематическое изложение междисциплинарной, интегрированной науки, своего рода генетического человекознания. Однако, несмотря на огромный объем данных других наук о человеке, задействованный в книге, психология занимает в ней центральное место и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции. Поэтому редакция издательства «Питер » не слишком погрешила против истины, предложив назвать русское издание этого учебника «Психология развития «.

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути. Однако междисциплинарность это не просто обмен информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Это синтез данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены в России Б.Г. Ананьевым. В комплексе наук о человеке психология занимает центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Человек наделен сознанием, и потому, в отличие от других живых существ, он не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. Сегодня ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология, и поэтому именно она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке.

Перечислю основные достоинства книги, делающие ее ценным пособием по курсам «Психология развития «, «Возрастная психология » и, в соответствующих разделах, «Детская психология «.

Вопервых, до настоящего времени на русском языке не издавалось ни одного учебника, в котором бы столь полно, широко и систематично рассматривалось развитие человека на протяжении всей жизни, причем с единой концептуальной позиции.

Вовторых, данный учебник отличает от многих других ясная и, следует подчеркнуть, современная концептуальная позиция автора. Развитие человека рассматривается в перспективе жизненного пути и понимается как динамическая система, образованная взаимодействием (в строгом смысле этого слова, какой вкладывается в него, например, в теории планирования эксперимента) созревания

143

и научения, переплетением процессов физического, психического и социального развития. Это позволяет автору вписать развитие человека в исторический, культурный и социальный контексты, показать важность фактора времени (наступления нормативных и ненормативных событий) в развитии, охарактеризовать конфликты и задачи развития на каждой стадии, рассматриваемой одновременно и как самостоятельный период жизни, и как фаза перехода в непрерывном движении человека по жизненному пути. Многие традиционно описываемые проблемы и явления (например, детский эгоцентризм, кризис середины жизни, структура семейного и профессионального циклов) получают при таком подходе новое освещение.

Втретьих, автор чрезвычайно строго подошла к отбору материала прежде всего по критерию научной достоверности. Здесь нет сенсаций только проверенные факты и их обоснованная интерпретация. Более того, когда факты допускают неоднозначное толкование (либо в силу методологических слабостей, либо в силу теоретических расхождений), автор не забывает указать на это и даже привести альтернативные варианты интерпретации.

Вчетвертых, как и большинство американских учебников, рецензируемый имеет выраженную прагматическую ориентацию. То, что при этом речь идет о практической стороне жизни людей на другом полушарии, не должно смущать читателей. Мой жизненный опыт привел меня к убеждению, что различия между людьми сильно преувеличиваются, особенно в отношении тенденций развития. К тому же знание действительно существующих различий между нами и понимание их причин помогают нам лучше разобраться в собственных проблемах и найти способы их разрешения.

Наконец, впятых, несмотря на внушительный объем (обусловленный сложностью предмета), учебник отличает строгая структура, хорошая организация текста и иллюстраций, удобный справочный аппарат, простота и ясность стиля изложения.

Не хотелось бы уподобляться некоторым критикам переводных учебников, указывающих обычно на упрощенность или даже поверхностность изложения отдельных тем. Я считаю такую критику необъективной хотя бы потому, что в этих случаях критикуется перевод, а не оригинал. Каждый такой учебник в оригинале сопровождается весьма объемным методическим комплексом, позволяющим раскрыть любую из заявленных в нем тем на самом глубоком уровне. При переводе этот комплекс по понятным причинам отбрасывается и должен разрабатываться заново с учетом целей, задач и возможностей конкретного учебного заведения. В данном случае эту потерю частично восполняет аннотированный список литературы (преимущественно психологической) на русском языке.

Хочется надеется, что появление этой книги в русском переводе не останется незамеченным и вызовет интерес у всех, кто находится в нормальном для человека состоянии состоянии развития.

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ