CqQRcNeHAv

Наукова бібліотека України

Останні надходження

Наукова бібліотека УкраїниСтатья посвящена теоретическому обоснованию концепции исследования экономического опыта как одного из весомых социально-психологических факторов процесса становления личности как субъекта экономической социализации.

Ключевые слова: экономическая социализация, экономический опыт, личность, суб2 объект экономической социализации.

Статья посвящена теоретическому обоснованию концепции исследования экономического опыта — одной из значимых детерминант процесса становления личности как субъекта экономической социализации.

Ключевые слова: экономическая социализация, экономический опыт, личность, субъект экономической социализации.

Актуальность проблемы. Изменения в социально-экономическом современного украинского общества обусловливают как новые требования к экономико-психологических качеств его членов, так и задают новые перспективы процессу их социализации, а следовательно — актуализируют необходимость по-новому, в совершенно другом методологическом ключе посмотреть на саму личность. Последняя формируется, развивается сегодня в условиях коренных изменений в самом базисе, принципах экономических отношений, а именно — изменения в системе общественных ценностей, которая долгое время была системой мощных ориентиров для экономического поведения советских людей. Это были те идеалы советской эпохи, на которых формировалась культура коллективизма, следовательно, обезличенных, планируемых экономических отношений, культура коллективного собственника.

С одной стороны, растущий человек должен адаптироваться в условиях развертывания рыночных экономических отношений. Но этот процесс осложняется элементарным отсутствием устоявшейся системы ориентиров, и в первую очередь — конвенцийованои системы новых (рыночных) экономических ценностей, с которыми бы молодой человек сверяла, зориентовувала свои отношения в сфере экономики. А с другой стороны, на первый план выходит не столько задача «приспосабливаться» к экономической среды, сколько формировать его, поскольку нехватка устоявшихся ценностных экономических ориентиров обусловливает необходимость полагаться на собственные ценностные ресурсы, на собственный опыт экономических отношений. Современные условия формирования культуры рыночной экономики в Украине требуют от личности активной позиции в системе экономических отношений, творческого взаимодействия с другими их субъектами.

Следует отметить, что именно во взаимодействии с экономическим окружением, через механизмы взаимообмена впечатлениями, оценками, эмоциями, действиями, ценностями, т.е. взаимообмена экономическими отношениями, современная личность включается в систему экономических отношений. Личность выступает как их субъект, а на внутриличностные уровне — как субъект формирования собственной позиции в этих отношениях, следовательно, как субъект развития собственных ценностно-смысловых, когнитивных, эмоциональных, конативного потенций, обеспечивающие более органичное, бесконфликтное его включение в систему экономических отношений, особенно — отношений собственности как их системообразующей

составляющей. В научном плане речь идет о проблеме становления личности как субъекта саморазвития собственных экономико-психологических качеств, как субъекта экономической социализации.

Теоретические основы исследования. В данном исследовании мы, прежде всего, опираемся на труды, посвящены не столько проблеме социализации вообще, сколько проблеме экономической социализации личности молодого человека в условиях системных трансформаций. Последний акцент важно, поскольку коренные изменения в системе экономических отношений в украинском обществе, а именно: изменение форм собственности, легитимизация частной собственности, — является тем объективным обстоятельством, которая обусловливает особенности течения, сложности и направленность процесса экономической социализации подрастающих поколений. Именно в таком ракурсе проблема экономической социализации человека в психологической литературе освещена в трудах сотрудников лаборатории социальной психологии Института психологии им. С. Костюка АПН Украины [1, 2, 5, 6, 8, 15, 16]. В данном исследовании мы опираемся на следующие положения, представленные в работах указанных авторов.

Экономическую социализацию мы рассматриваем как составляющую целостного процесса социализации личности, как формирование экономико-психологических характеристик личности через усвоение ею экономических ценностей общества в процессе осуществления экономической жизнедеятельности. Экономическая социализация личности выражает единство двух взаимодополняющих процессов — интериоризация экономических ценностей общества и на этой основе формирование личностных экономических ценностных репрезентаций, особая конфигурация когнитивного, аффективного и конативного компонентов которых детерминирует экономико-психологические параметры личности, воплощенные в ее экономической культуре.

На этом основывается наше понимание и процесса становления субъекта экономической социализации. Этот процесс рассматривается как неотъемлемая сторона социализации, которой выражается производительность, социально-психологическая эффективность, успешность, «взвешивания» и оцениваемая с точки зрения тех социально-психологических эффектов, которыми знаменуется каждом этапе развития социальности индивида. Поскольку (согласно концепции экономической социализации) основным эффектом последней является сфор-информированность экономических ценностных репрезентаций, которые несут в себе экономическую культуру общества, то становление ее субъекта

целесообразно рассматривать как процесс интериоризации экономических ценностей общества, следовательно, как показатель результативности вхождения личности вего экономическую культуру.

Наше понимание сущности становления личности как субъекта экономической социализации также предусматривает, что это активный процесс интериориоризации экономических общественных ценностей, процесс активного включения личности в систему экономических отношений. В этом мы опираемся на идею

В.В. Москаленко о том, что процесс формирования экономических ценностных репрезентаций следует рассматривать не как пассивное принятие индивидом содержания экономической культуры общества, а как процесс формирования системы личностно значимых экономических ценностей. Это означает, что экономические ценностные репрезентации, которые являются феноменом индивидуального сознания, по своему содержанию не совпадают полностью с надиндивидуальный системой экономических ценностей, которая представляется личностью. Это обусловлено тем, что детерминация процесса социализации ценностями общества опосредуется внутренними психологическими особенностями человека, его потребовать системой. В этом и заключается субъектный измерение процесса экономической социализации личности. И на этом основано наше понимание процесса становления личности как творца системы собственных экономико-психологических качеств, системообразующей составляющей которой является ее субъектность.

Итак, следующим методологически важным является положение о системном характере как процесса становления субъекта экономической социализации, так и его основного показателя, которым является система экономико-психологических качеств, благодаря которым личность эффективно выстраивает отношения с другими субъектами экономики.

Действительно, во-первых, принцип системности (Б. Ломов,

А. Петровский, М. Ярошевский) требует исследовать процесс развития собственных экономико-психологических качеств личности в зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущих целом новые свойства. Во-вторых, принцип системности предполагает выделение системообразующего фактора, которым в случае самодетерминации процесса собственного включения личности в систему экономических отношений, то есть экономической социализации, является ее субъектность.

Анализ научных источников свидетельствует о том, что эта проблема вообще, без преувеличения, является одним из центральных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Понятие «субъект» вошло в научный тезаурус достаточно давно и имеет свою историю развития. На территории отечественной психологии фундаментальными разработками теории субъекта занимались Г. Челпанов (основные характеристики категории «субъект»), С.Рубинштейн (идея о человеческом бытии, которое является отправной точкой всей системы координат мира именно в силу человеческой активности, в силу возможности изменения бытия), Б. Ананьев, В. Ганзен, В. Татенко (проблемы соотношения субъекта и личности), А. Бруш-линский (идея о субъектность как онтологическую качество человека),

B. Бехтерев, Л. Ломов (идея о «коллективном» или «совокупный субъект»), М. Ярошевский, А. Петровский (принципы самодетерминации, саморазвития и субъектности как системообразующего фактора человека активного ). Эти идеи были развиты в трудах большого количества ученых: К. Абульханова-Славская,

А. Азлецька, В. Бодров, Л. Божович, Ю. Варенова, А. Волкова,

C. Дерябо, Д. Завалишина, Е. Климов, А. Коржова, Н. Александр сандрова, Т. Прокофьева. Следует отметить, что несмотря на глубокую разработанность проблемы субъекта, прикладные исследования в этой области еще только начинаются. В этом плане весьма актуальна проблема становления субъекта экономической социализации, а точнее — вопрос внутриличностных ресурсов для активного, субъектного включения личности в отношения собственности.

Итак, основные идеи в исследованиях по психологии субъекта положены нами в основу трактовки субъектности личности в экономическом отношении. Субъектность, во-первых, как интегральная характеристика человека, сама становится источником собственных экономико-психологических качеств, должно быть, первым делом, представленная в определенных единицах проявления. Во-вторых, как системообразующий фактор субъекта экономических отношений она существовать на всех уровнях человека, и все гальки активности человека должны быть взаимосвязанными, интегрированными. Итак, субъектность человека — творца отношений собственности — имеет проявляться в реальности этих отношений.

Отсюда вытекает следующее. Согласно основными идеями концепции отношений [18, 19, 21, 22] объективно существующие отношения собственности как связи, контакты между владельцами и объектами владения в

психике отдельного их участника представлены не просто как калька этих связей, а оценочно-эмоциональное отражение объективной реальности и обретения им статуса субъективной реальности социально-психологического отношения личности к факту владения. Именно социально-психологическое отношение к собственности является тем психическим образованием, на разных уровнях организации которого, то ли в разных аспектах функционирования которого может проявляться субъектность человека в процессе экономической социализации.

Таким образом, предполагается изучать системные особенности социально-психологического отношения к собственности как показатель становления субъекта экономической социализации. Согласно системным подходом субъектность отношение личности к собственности как показатель становления субъекта экономической социализации, зарождается в процессе взаимодействия и взаимообменов с другими элементами системы отношений собственности как следствие перестройки внутренней структуры опыта субъекта, вызванный требованиями взаимодействия. Перестройка, перестройка структуры и объегу экономического опыта субъекта расширяет возможности экономического взаимодействия и ведет к трансформации ее целей.

Научный задел по психологии опыта [5, 12 14, 17, 18, 20], основные положения культурно-деятельностной концепции социализации [15, 16], согласно которой социализация определяется как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта общества, в котором в снятом, «свернутом» виде запечатлена культура общества, а также ведущая идея культурно-исторической теории Л.С. Выготского по интериоризации ребенком структуры ее внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности путем трансформации и «свертывания», с тем, чтобы снова «развернуться» в процессе экстериоризации, положено нами в основу понимания экономического опыта личности.

Экономический опыт личности мы рассматриваем как производный от экономического опыта общества, следовательно, экономической культуры последнего. Согласно концепции социальных репрезентаций С. Московичи [17] социальный опыт общества составляет содержание социальных репрезентаций, в форме которых он интериоризируется в процессе социализации личности. По аналогии

можно предполагать, что общественный экономический опыт составляет ядро ​​экономических ценностных репрезентаций личности, приобретая интраиндивидного характера и становясь базисом для формирования экономического опыта индивида. Следует также заметить, что последний является результатом интериоризации не только общественного опыта. Он формируется и в процессе экономической практики индивида. Поэтому в нем отражено и личностные достижения — собственные экономико-психологические компетентности, интегрированные в систему экономических ценностных ориентаций личности, выполняют функцию не «балласта», а необходимой социально-психологической условия саморазвития личности в сфере экономических отношений, ее активного субъектного включения в отношения собственности. Таким образом, экономический опыт есть и системой экономико-психологических компетенций (знаний, умений, навыков), приобретенных в процессах развертывания, выстраивание, поддержки, свертывание связей с субъектами и объектами владения, в процессах обмена экономическими действиями, представлениями, впечатлениями, оценками этих связей. В структуру индивидуальных экономических ценностных репрезентаций этот субъектный аспект экономического опыта интегрированный из-за их периферийные образования (или буферную зону), которые вместе с ядерными определяют экономическую культуру личности. Мы предполагаем, что именно содержание периферийной сферы экономических ценностных репрезентаций определяет субъектные особенности отношения личности к собственности, которые, в свою очередь, является основным интраиндивидним эффектом становления субъекта экономической социализации.

Опираясь на идею процессуального характера формирования опыта индивида и его цикличности (С. Гингер), процесс становления личности на этапе юношества как субъекта экономической социализации мы рассматриваем как таковой, протекающий согласно процессу ассимиляции личностью собственного экономического опыта.

Ассимилированный, т.е. присвоен экономический опыт, по нашему мнению, приводит субъектное отношение личности к собственности (ССОВ). Модель субъектного отношения к собственности отражает специфику представлений и оценок факта своего включения в отношения собственности индивида как субъекта экономического саморазвития, которые должны отражать самодостаточность, подлинность личности в отношении к собственности. Специфика

когнитивного компонента такого отношения предусматривает достаточно четкие, дифференцированные (не «склеены») образы «Мое», «Наше», «Чужое», их когнитивная сложность, преобладание в структуре представлений рациональных компонентов.

Специфика эмоционального компонента ССОВ заключается в подчиненной роли его составляющих при формировании представлений о собственности и владельца, в адекватной оценке своих экономико-психологических качеств как собственника по сравнению с идеалом владельца.

Специфика конативного компонента ССОВ заключается в преобладании продуктивно-конструктивных способов оперирования собственностью над непродуктивными, наличии новых, нести-реотипних, оригинальных способов экономического поведения в представлениях о «Мое», «Я как владелец», наличие показателей субъектности по об ‘объекта владения и других собственников на психомалюнку, положительная корреляция показателей актуализова-ности личности и адекватного самоотношения с соответствующими показателями отношения к собственности и к себе как владельца.

Итак, объектом исследования является процесс становления субъекта экономической социализации.

Предметом исследования является экономический опыт личности как один из ведущих внутриличностных факторов процесса становления субъекта экономической социализации.

Конечным результатом исследования может стать доказано существование связи субъектности личности в отношении к собственности с особенностями экономического опыта.

гипотезой исследования предполагается следующее. Системные особенности социально-психологического отношения к собственности является показателем становления субъекта экономической социализации. Становление личности на этапе юношества как субъекта экономической социализации тесно связано с особенностями ассимиляции личностью собственного экономического опыта.

Исходя из основного предположения и намеченного конечного результата научного поиска, мы видим такую ​​логику исследования:

□ & nbsp; На основе анализа научных источников по проблеме детерминации становления субъекта социализации обосновать модель субъектного отношения личности к собственности как инструмента для исследования степени субъектности в процессе экономической социализации индивида.

□ Эмпирически исследовать особенности отношения юношества к собственности в связи с уровнем сформированности его экономического опыта.

□ Разработать методические рекомендации по социально-психологического сопровождения процесса становления юноши как субъекта экономических отношений.

Методы исследования: теоретически исследования используется метод теоретического анализа научных источников по проблеме детерминации процесса становления субъекта социализации и метод моделирования для создания теоретической модели субъектности личности в отношении к собственности. На эмпирическом уровне исследования используются отдельные опи тувальни методы:

1) для изучения уровня сформированности экономического опыта личности: разработанная нами в соавторстве с К.В.Ва-сильевою методика диагностики способов оперирования собственностью

2) для изучения особенностей отношения личности к собственности: разработанная нами в соавторстве с К.В.Ва-сильевою методика исследования представлений личности о собственности (в системе координат «Мое — наше — чужое»), методика диагностики исследования представлений о себе как владельца

3) для выявления субъектного отношения личности к собственности: методика экономического самообеспечения личности Д.А.Китовои, опросник «Личность которая самоатуализуеться» А.Шостром, отдельные показатели по методикам исследования представлений личности о собственности ( в системе координат «Мое — наше — чужое») и диагностики отношения к себе как владельца.

Выводы. Становление личности как субъекта экономической социализации является процессом активной, следовательно, выборочной, согласованной с системой собственных потребностей и ценностей в сфере экономики, интериориоризации экономических общественных ценностей, процесс активного включения личности в систему экономических отношений. Такой ракурс рассмотрения позволяет понимать личность как субъект экономических отношений как создателя системы собственных экономико-психологических качеств.

Становление личности как субъекта экономической социализации является процессом системным. Его системообразующим

фактором целесообразно рассматривать экономическую субъектность личности, основным показателем которой является система экономико-психологических качеств, благодаря которым личность эффективно выстраивает отношения с другими субъектами экономики. Для выяснения особенностей сформированности системы показателей экономической субъектности личности теоретическая модель субъектного отношения личности к собственности.

Показано, что экономический опыт общества, запечатленный в экономических ценностных репрезентациях, в процессе социализации ассимилируется личностью в той мере, в какой этого требует как экономическое окружение, т.е. другие субъекты экономических отношений, так и собственные потребности активно включаться в последние и даже выстраивать согласно особистиснозначущимы смыслами, приводит субъектное отношение личности к собственности.

Список литературы

1. Аверьянова Г.Н. Дембицкая Н.М. Москаленко В.В. Особенности социализации молодежи в условиях трансформации общества. — Киев: ППП, 2005.

2. Белоконь И.В. Особенности экономической социализации студентов //Проблемы общей и педагогической психологии: Сборник научных трудов Института психологии им. Костюка АПН Украины /Под ред. С.Д. Максименко. — Т. ИХ. — Част.6. — М. 2007.

3. Воробьева Л.И. Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода //Вопросы психологи. — 1990. — № 2. — С. 5-13.

4. Гладченкова Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону,

2001. — 19 с.

5. Дембицкая Н.М. Социальный опыт как фактор экономической социализации личности: экскурс в историю проблемы //Проблемы общей и педагогической психологии: Сборник научных трудов Института психологии им. Костюка АПН Украины /Под ред. С.Д. Максименко. — М. Гнозис, 2007. — Т. ИХ. — Част 2.

6. Дембицкая Н.М. Теоретические подходы к исследованию субъекта отношений собственности //Проблемы общей и

педагогической психологии: Сборник научных трудов Института психологии им. С. Костюка АПН Украины /Под ред. С.Д.Максименка. — М. Гнозис, 2006. — Т. VIII. — Вып. 1.

7. Журавлев А.Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки //Проблемы экономической психологии. — Т.1 /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. — М. ИП РАН, 2004. — С. 5.

8. Зубиашвили И.К. Деньги как фактор экономической социализации //Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института им. Костюка АПН Украины /Под ред. С.Д. Максименко. — Т. ИХ. -

Ч. 2. — М. Гнозис, 2007.

9. Идея системности в современной психологии /Под. ред. В.А. Барабанщикова. — М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 496 с.

1 0. Карнышев А.Д. Психология собственности как область исследования экономической психологии //Проблемы экономической психологии. — Том 1 /Отв. ред. А.Л.Жу-равлёв, А.Б. Купрейченко. — М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 139-166.

11. Китов А.И. Личность и группа в системе отношений собственности (опыт инвентаризации феноменологии отн. Шений собственности) //Проблемы экономической психологии. — Том 1 /Отв.ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. — М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 109-138.

12. Лактионов А.Н. Координаты индивидуального опыта. — М. БизнесИнформ, 1998. — 492 с.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М. Смысл,

1999. — 487 с.

14. Лузаков А.А.Проблемы категорий субъективного опыта: психосемантический подход //Субъект, личность и психология человеческого бытия /Под ред.

В.В. Знаковая и З.И. Рябикиной. — М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 203-225.

15. Москаленко В.В. Экономическая социализация личности: концептуальная модель //Социальная психология. — 2006. — № 3 (17).

16.Москаленко В.В. Экономическая социализация личности: концептуальная модель /Социальная психология. — М. 2006. — № 3 (17). — С. 3-16.

17. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд //Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 3-18.

18. Мясищев В.Н. Психология отношений /Под редакцией

А.А. Бодалева /Вступительная статья Бодалева. — М. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.

19. Позняков В.П. Экономическая психология как отрасль психологической науки //Проблемы экономической психологии. — Т. 1 /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Куп-рейченко. — М. ИП РАН, 2004. — С. 27-57.

20.Проблемы психологической герменевтики. Монография /Под ред. Н.В. Чепелева. — К. Миллениум, 2004. — 276 с.

21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /Составители: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славься-кая. — СПб. Питер, 2000. — 720 с. — (Серия «Мастера психологии).

22. Сушков И.С. Психологические отношения человека в социальной системе. — М. изд-во «Институт психологи РАН», 2008. — 412 с.

23.Татенко В.А. Субъектно-поступков парадигма в современной психологии /В.А. Татенко //Человек. Субъект. Поступок: Философско-психологические студии /Под общ. ред. В.А. Да-Тэнка. — М. Просвещение, 2006. — С. 316-358.

The article examines the conception of the economic experience’s investigation as one of main determinants of the personality development as a subject of economic socialisation.

Key words: economic socialisation, economic experience, personality, subject of economic socialisation.

Пошук по ключовим словам схожих робіт:

Наукова бібліотека України

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ