CqQRcNeHAv

Мошенская Ольга Алексеевна. Социально-психологические показатели школьных трудностей учащихся младших классов: диссертация. кандидата психологических наук

Мошенская Ольга Алексеевна. Социально-психологические показатели школьных трудностей учащихся младших классов. диссертация. кандидата психологических наук. 19.00.05 / Мошенская Ольга Алексеевна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова].- Ярославль, 2010.- 176 с. ил. РГБ ОД, 61 10-19/244

Мошенская Ольга Алексеевна. Социально-психологические показатели школьных трудностей учащихся младших классов: диссертация. кандидата психологических наукАктуальность исследования. Широкий размах социальных изменений в стране направляет научный интерес психологов к проблемам образования. Социальные реформы, затрагивающие образовательную систему страны, все более усложняющееся социальное взаимодействие предъявляют высокие требования ко всем участникам образовательного процесса. Проблема школьных трудностей, являясь социально-психологической проблемой социализации личности, становится актуальной в современных условиях. Ее решение позволит прогнозировать не только эффективность школьного взаимодействия, но и эффективность общественного взаимодействия в целом (В.В. Козлов).

Изучение проблемы школьных трудностей учащихся младших классов с позиций социальной психологии является перспективной областью исследования (Б.Д. Парыгин), т.к. это задает адекватный ракурс позиции всех участников школьного взаимодействия.

Необходимость решения собственно социально-психологических проблем в школе объясняется тем, что, во-первых, для социальной психологии интересен взгляд на социализацию «со стороны взаимодействия личности и среды», где первая сторона социализации — усвоение социального опыта -характеристика того, как воздействует среда на человека, вторая сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности (СИ. Розум); во-вторых, в школе присутствуют как минимум три вида различных по своему характеру групп: учителя, ученики, родители (Г.М. Андреева).

Общество оказывает воздействие на личность на всех стадиях ее социализации. Являясь институтами социализации на дотрудовой стадии, семья и школа становятся трансляторами общественного опыта, где личность приобщается к системе норм и ценностей (В.В. Новиков). Однако в социальной психологии институты семьи и школы все еще не получили достойного внимания (В.В. Новиков).

Наиболее подробно и содержательно младший школьный возраст изучен в связи с кризисом семи лет (Г.С. Абрамова, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, A.M. Прихожан и др.). Период 9-10 лет, соответствующий обучению в 3 — 4 классах школы, недостаточно широко представлен в научной литературе.

Проблема школьных трудностей учащихся младших классов в связи со значимостью и масштабностью — до 40% детей младших классов испытывают школьные трудности — стала междисциплинарной. Она не остается без внимания в возрастной и педагогической психологии, возрастной физиологии, педагогике, медицине (М.М. Безруких, И.А. Бочарова, В.В. Лебединский, Ю.В. Микадзе, Л.С. Цветкова и др.).

Существует ряд эмпирических работ конкретно по проблеме школьных трудностей, но анализ данного вопроса ограничивается, в основном, либо

сферой общения, либо учебной деятельностью (Т.В. Архиереева, И.А. Бочарова, Н.Е. Гульчевская, А.П. Королева, М.И. Лечиева и др.).

Таким образом, при всем многообразии позиций нет подхода, охватывающего данный вопрос целостно, не разделяя его на проблему ученика, проблему родителей, проблему педагогов, не выделяя особенности отдельных процессов и психических функций участников школьной жизни как единственную и главную причину школьных трудностей.

Все вышеизложенные противоречия определили выбор темы, цели и задач исследования.

Цель исследования — выявить основные социально-психологические показатели школьных трудностей учащихся младших классов.

Цель достигается посредством решения ряда задач:

Проанализировать современное состояние проблемы школьных трудностей учащихся младших классов и основные подходы к изучению данного феномена, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии.

Изучить и описать социально-психологические характеристики:

учащихся с разной эффективностью школьной деятельности и их значимые взаимосвязи;

социально-психологические характеристики родителей учащихся с разной эффективностью школьной деятельности и их значимые взаимосвязи;

психологические характеристики педагогов.

Установить, как соотносятся психологические характеристики педагогов и учащихся с разной эффективностью школьной деятельности.

Выявить и описать характеристики, выступающие в качестве показателей:

- эффективности школьного взаимодействия;

- школьных трудностей учащихся младших классов.

Гипотеза исследования:

Наличие школьных трудностей у учащихся младших классов

обусловлено как определенными социально-психологическими

характеристиками участников школьного взаимодействия (учащихся, родителей, педагогов), так и спецификой их взаимосвязи.

Данное общее предположение конкретизировалось в частных гипотезах:

Социально-психологические показатели школьных трудностей учащихся младших классов включают в себя социально-психологические характеристики всех участников школьного взаимодействия.

Социально-психологические характеристики учащихся с разной эффективностью деятельности и их родителей различаются содержательной стороной, структурой, количеством и качеством взаимосвязи.

Психологические характеристики учащихся младших классов с разной эффективностью школьной деятельности соотносятся с психологическими характеристиками педагогов.

Объектом исследования выступают школьные трудности учащихся младших классов (3-4 классы).

Предметом исследования являются социально-психологические показатели школьных трудностей учащихся младших классов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых, сформировавших основные принципы науки: интегративный подход в психологии (В.В. Козлов, В.А. Мазилов, В.В. Новиков и др.); общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка (Л.С. Выготский); развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.); принцип единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Карпов, В.А. Мазилов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); об образе жизни как целостной системе взаимодействия личности с социальным окружением, о личности как продукте системы значимых отношений (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Ю.В. Завьялов, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.Е. Орел, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, СИ. Розум, С.Л. Рубинштейн, А.А. Рукавишников); принцип системности в исследовании семьи (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер); гештальт-подход (И.Д. Булюбаш, Ф. Перлз, И. и М. Поль-стеры); теория самоактуализации (А. Маслоу) и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки

исходной гипотезы применен комплекс методов, включающий анализ

общепсихологической, социально-психологической, психолого-

педагогической, социальной, философской, медицинской литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Для эмпирического исследования были использованы: включенное наблюдение, беседа как диалог и психодиагностические методики: личностный опросник Кеттелла (модификация Л.А. Ясюковой), методики «Диагностика структуры учебной мотивации», «Изучение познавательных затруднений» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, 2002), Тест Тулуз — Пьерона, тест М. Битяновой «Метод социометрических измерений»; методики «Опросник АСВ», «Опросник Д. Олсона», «Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика A.M. Прихожан», «Диагностика направленности личности Н. Егорычевой» (модификация О. В. Лишина), «Определение психического выгорания. Тест А.А. Рукавишникова». Анализ эмпирических данных был произведен с помощью ряда статистических методов математической обработки.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом проблемы, обоснованными исходными методологическими принципами; выбором и использованием комплекса надежных и валидных методик, адекватного цели и задачам работы; сочетанием количественного и качественного анализа результатов, использованием методов математической статистики.

Этапы проведения исследования. Исследование условно подразделяется на три этапа.

Первый этап (2004 — 2006 гг.) заключался в анализе и теоретическом осмыслении проблемы, в формировании целей и задач исследования, выдвижении гипотезы исследования, разработке инструментария ее проверки.

Второй этап (2007 — 2008 гг.) включал в себя разработку программы эмпирического исследования, а также эмпирическую проверку поставленной гипотезы (предварительный и основной периоды).

Третий этап (2008 — 2009 гг.) был посвящен подведению итогов эмпирического исследования, обработке и анализу полученных результатов и включал в себя теоретическое осмысление, количественный и качественный анализ, обобщение и описание результатов исследования, оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- Уточнен и систематизирован на концептуальном уровне понятийный

аппарат анализа проблемы школьных трудностей как частной проблемы

трудности деятельности и социально-психологической проблемы социализации

личности.

- Дано авторское определение школьных трудностей: социально-

психологический феномен, вызывающий дисфункции деятельности учащегося,

предпосылками возникновения которого являются социально-психологические

и психологические особенности всех участников школьного взаимодействия.

подхода, предполагающего целостное и структурное изучение основных

социально-психологических показателей.

- Выявлены социально-психологические показатели школьных

трудностей учащихся младших классов и социально-психологические

показатели, способствующие эффективности школьного взаимодействия.

- Определено, что психологические характеристики учащихся младших

классов с разной эффективностью школьной деятельности соотносятся с

психологическими характеристиками педагогов.

Теоретическая значимость исследования:

Проведен анализ теоретических и эмпирических источников, освещающих проблему школьных трудностей, позволяющий обобщить существующие научные представления об этом социально-психологическом феномене, на основе которых дано авторское определение понятия «школьные трудности».

Изучены социально-психологические показатели, выступающие предпосылками возникновения школьных трудностей учащихся младшего школьного возраста, расширяющие представление о своеобразии социально-

психологических особенностей учащихся со школьными трудностями, их родителей и влиянии педагогов на учащихся в ходе взаимодействия.

Полученные в результате исследовании данные дают возможность конкретизировать научные представления специалистов о социально-психологических особенностях учащихся младших классов, не имеющих школьных трудностей, о социально-психологических особенностях их родителей.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы трудности деятельности и школьных трудностей как частной проблемы в социальной психологии.

Практическая значимость исследования:

- Адекватное представление о показателях школьных трудностей

позволят:

сформулировать научно обоснованные рекомендации, направленные на профилактику возникновения школьных трудностей и коррекцию их негативных последствий у всех участников школьного взаимодействия;

снизить риск возникновения дисфункций в школьном взаимодействии.

- Результаты работы могут быть положены в основу разработки

психологических тренингов, в консультативной деятельности для оказания

психологической помощи всем участникам школьного взаимодействия; в

практике организации обучения детей младшего школьного возраста; для

- Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть

использованы для дальнейшей разработки проблемы школьных трудностей

учащихся разных возрастов и других участников школьного взаимодействия;

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологические показатели школьных трудностей

учащихся младших классов — это комплекс социально-психологических и

Социально-психологическими характеристиками, выступающими в качестве

показателей школьных трудностей учащихся младших классов, являются:

наличие прогностических факторов риска среди социально-психологических характеристик учащихся;

слабоинтегрированная структура взаимосвязей социально-психологических показателей учащихся;

слабоинтегрированная структура взаимосвязей социально-психологических показателей родителей;

наличие крайне неблагоприятных показателей среди психологических характеристик педагогов.

2. Эффективность деятельности учащегося обусловлена как

определенными социально-психологическими показателями, так и характером

их взаимосвязи.

Социально-психологические характеристики исследуемых групп учащихся различаются спецификой выраженности личностных качеств, учебных мотивов, особенностями личностных стратегий в преодолении затруднений, наличием внешних и объективных затруднений; имеют статистически значимые различия выраженности мотивов, работоспособности, социометрического статуса; имеют специфические черты и статистически значимые различия структуры личностных качеств, учебной мотивации, их взаимосвязей, а также взаимосвязей личностных качеств, учебных мотивов, работоспособности, социометрического статуса.

Социально-психологические особенности семейных систем учащихся с разной эффективностью школьной деятельности имеют статистически значимые различия выраженности показателей состояния семейной системы -сплоченности и гибкости, наличия патологизирующих факторов семейного воспитания; имеют специфические черты и статистически значимые различия структуры взаимосвязей показателей состояния семейной системы, тревожности, компонентов направленности личности.

Психологические характеристики учащихся младших классов с разной эффективностью школьной деятельности соотносятся с психологическими характеристиками педагогов. В структуре личности школьников, обучающихся у педагогов с разными психологическими характеристиками, есть одинаковые для всех учащихся и специфичные для учащихся с разной эффективностью деятельности личностные качества.

Систематизированы данные по проблеме школьных трудностей учащихся младших классов в социальной психологии. Обосновано авторское определение школьных трудностей: социально-психологический феномен, вызывающий дисфункции деятельности учащегося, предпосылками которого являются социально-психологические и психологические характеристики участников школьного взаимодействия. При этом понятие «без трудностей» характеризует эффективную деятельность учащегося, и может определяться также как социально-психологические феномен, предпосылками которого являются социально-психологические характеристики участников школьного взаимодействия. Отмечено, что понятия «трудности» и «без трудностей» задают континуум «эффективность школьного взаимодействия» и являются его абсолютными полярностями.

Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе двух лицеев г. Пензы с 2004 по 2009 гг. Предварительный этап проходил на базе шести образовательных учреждений г. Пензы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международном конгрессе «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2004, 2007), Международной научной методической конференции «Интегративная психология: теория и метод» (Ярославль, 2004, 2008, 2009), Форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО — 2007» (Москва, 2007), региональных научно-практических конференциях управления образования г. Пензы, Пензенского

областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (Пенза, 2004, 2005, 2006, 2007).

Материалы диссертации были использованы при чтении лекций по гештальтпсихологии на кафедре психологии ПФНОУВПО «МНЭПУ». Полученные результаты были использованы при проведении авторских психологических тренингов для взрослых и детей, направленных на преодоление школьных трудностей, посвященных детско-родительским отношениям, поддержанию психологического здоровья личности; семинаров для родителей и педагогов; при подготовке и проведении телевизионных программ «Расти большой» (г. Пенза) в качестве эксперта. По теме диссертации опубликовано 7 работ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета (Ярославль, 2009) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Библиография содержит 190 наименований, из которых 3 — на английском языке. Текст диссертации изложен на 172 страницах, иллюстрирован гистограммами, таблицами и рисунками.

Мошенская Ольга Алексеевна. Социально-психологические показатели школьных трудностей учащихся младших классов: диссертация. кандидата психологических наук

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ