CqQRcNeHAv

Мои другие материалы

Вам могут быть интересны другие авторы

Мои другие материалы

4815.doc

скачать

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности.

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Мотивационная сфера личности – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Формирование познавательной мотивации дошкольников через развитие произвольной сферы старших дошкольников.

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности.

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Мотивационная сфера личности – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то наша задача заключается в том, чтобы развивать познавательную мотивацию и играть так, чтобы затем захотелось учиться, познавать всё новое и новое. То какой станет мотивационная сфера человека, зависит от воспитательного воздействия родителей, педагогов и от окружающей среды. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Работая со старшими дошкольниками (во время их подготовки к обучению в школе, диагностики готовности к школьному обучению), я пришла к выводу. что важны не только те знания. умения и навыки, которые освоил дошкольник при подготовке к школе, а желание учиться, желание узнавать что-то новое и интересное, то есть сформированность познавательной мотивации.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Одним из условий успешной психологической адаптации ребёнка к школе является сформированность произвольной сферы у детей. Уже на этапе подготовки к школе, организуемых в старших группах детских садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Он (ребёнок) становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать, он должен произвольно контролировать своё поведение, стабильно держать активное внимание на занятиях. Словом, учебная деятельность уже в детском саду основана на развитых навыках произвольного поведения ребёнка. В период подготовки детей к обучению в школе происходит интенсивное накопление и наращивание тех необходимых психологических новообразований, которые обеспечивают скачок от одной качественной формы жизни ребёнка к другой, от в основном непроизвольного поведения к произвольному. Естественно, что этот скачок не может произойти мгновенно, и его подготовка должна проходить в «недрах» дошкольной жизни.

Формирование произвольного поведения дошкольников происходит, прежде всего, через игры. К 6-ти годам игра достигает максимального развития и обретает ряд форм, среди которых выделяются сюжетно – ролевые игры и игры с правилами. Принятие правил и следование им, принятие роли и последовательное осуществление её требует от ребёнка сознательного управления своим поведением. В процессе выполнения роли ребёнок подчас попадает в ситуации столкновения непосредственных, ситуативных желаний и побуждений, вытекающих из самой игры. Это вызывает к жизни механизм соподчинения мотивов – волю.

Ролевая игра доставляет детям огромное удовольствие, но это удовольствие есть особое переживание, связанное с воплощением в действии любимых, привлекательных образов. Если при этом ребёнок преодолевает другие непосредственные желания, то тем самым только усиливается радость от игры. Поэтому выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит своё воплощение. Чем привлекательнее роль, тем сильнее контроль за её осуществлением.… Именно в игре происходит становление элементов произвольного поведения.

Возникающий в игре особый план мыслительных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий, к шести годам претерпевает ряд качественных изменений: развивается воображение, появляется способность становиться на другую точку зрения, связанная со сменой и учётом других ролей. То есть ребёнку приходится контролировать своё поведение в соответствии с правилами игры и выполняемых ролей.

Если перед поступлением в 1-й класс ребёнок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», то он плохо адаптируется к школе, имеет низкую успеваемость. Для таких детей идти в школу со временем становится своеобразной «пыткой», и они начинают всячески увиливать от этого, пропускают уроки, придумывают разные болезни, то есть у детей исчезает учебный мотив, желание учиться (то есть познавательный мотив) и постепенно развивается мотив «избегания неудач».

Придя работать педагогом – психологом в детский сад (в 2004 году), я провела диагностику сформированности произвольной сферы детей подготовительной группы (в рамках диагностики готовности к обучению в школе). Я использовала комплекс диагностических методик, результаты которых выявили, что из 23 детей подготовительной к школе группы

низкий уровень развития произвольной сферы показал 1 ребёнок – 4%,

средний уровень развития произвольной сферы показали 10 детей – 44%,

высокий уровень развития произвольной сферы показали 12 детей – 52% .

Мною была составлена программа «Развитие произвольной сферы у старших дошкольников».

Цель моей программы – это развитие произвольной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  1. обучать детей играм и упражнениям на развитие внимания, памяти, мышления;
  2. расширение объёма знаний детей об окружающем;
  3. развивать познавательные интересы старших дошкольников;
  4. воспитывать навыки самоконтроля, самодисциплины.

В течение учебного года была организована развивающая работа с детьми подготовительной к школе группы (две подгруппы – 11 и 12 детей) по этой программе. В конце учебного года было проведено контрольное исследование. Было выявлено, что у ребёнка с низким уровнем произвольности в начале учебного года — в конце учебного года выявлен высокий уровень произвольной сферы, у 10 детей со средним уровнем развития произвольной сферы к концу учебного года развитие произвольной сферы приблизилось к высокому уровню. Таким образом, у детей выявилась динамика развития произвольной сферы.

На наших групповых занятиях в прошлом учебном 2009-2010 году (по 7-9 человек – 3 подгруппы – 26 человек) (слайд 2), мы играем в различные игры и упражнения:

  • с правилами (для развития произвольной сферы);
  • на развитие мышления;
  • укрепление навыков счёта;
  • на обучение навыкам релаксации и саморегуляции;
  • на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
  • на воспитание уважительного отношения к сверстникам.

Вот мы видим ритуал приветствия игра «Комплимент» (слайд 3). Друг другу мы говорим что-то хорошее, сказав это каждому из нас станет приятно, радостно. Например: «Я очень рада, что Ваня пришёл на наше занятие!», или «Мне приятно тебя видеть, Катя!», или «Какая у тебя нарядная кофточка, Настя!». Эти приятные, хорошие слова называются комплиментами. В руках у меня волшебный клубочек. Когда я начну говорить комплименты, то отдам его своему соседу справа (слева). Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передаёт его следующему, сидящему справа от него. Когда мы закончим произносить комплименты друг другу, мы с вами будем соединены одной ниточкой… Я начинаю … Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь всё делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно уберём ниточку, которая нас соединяет на пол.

(Слайд 4) Игра «Колпак мой треугольный».

Дети произносят слова и показывают движения.

- Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак (рукой показывают на голову, на себя, двумя руками форму треугольника),

- Треугольный мой колпак (руками дети показывают форму треугольника, рукой на себя, рукой указывают на голову),

- А если он не треугольный (рукой в сторону – он, качает головой – не, руками форму треугольника),

- То это не мой колпак (дети качают головой – «не», рукой на себя, рукой указывают на голову).

Затем дети не произносят слово «колпак», а только показывают движения, потом не произносят слова «мой», «треугольный» и так все слова… Кто ни разу не ошибся, тот выиграл, тот самый внимательный.

(Слайд 5, 6) Занятие заканчивается. Я зажигаю свечу. Предлагаю посмотреть на неё. Как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит слева (справа) от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и пожелайте ему что-то хорошее до следующей нашей встречи, например: « Лиза, я желаю тебе здоровья!», «Кирилл, я хочу, чтобы ты пришёл на наше следующее занятие», «Вика, я желаю тебе, чтобы у тебя всё получалось» и т.д…

(Слайд 7) На этом слайде мы видим динамику развивающих занятий.

В прошлом 2009-2010 учебном году на начало учебного года сформированность произвольной сферы детей подготовительной к школе группы составляла:

63% — высокий уровень развития произвольной сферы;

33 % — норма;

4% — низкое развитие произвольной сферы;

На конец учебного года, после проведённых 20-ти групповых занятий по развитию произвольной сферы просматривается положительная динамика развития произвольной сферы – 100% детей показали высокий уровень развития произвольной сферы, что свидетельствует о повышении познавательной мотивации у старших дошкольников.

Рекомендации для родителей и педагогов

по развитию произвольной сферы. (Слайд 8)

- побольше играйте со своими детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение старших дошкольников;

- не делайте за ребёнка то, чему он должен научиться сам;

- активизировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызывать у него чувство радости от достигнутого;

- старайтесь учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.

Мои другие материалы

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ