CqQRcNeHAv

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОММЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМАвторы. Харламенкова Н.Е. канд. психол. наук, доцент

I. Цель и задачи учебной дисциплины

Цель дисциплины состоит в ознакомлении студентов с основными понятиями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания.

Изучение основных проблем психологии личности основывается на фундаментальных знаниях, полученных в курсе «Общая психология», и является теоретической и эмпирической базой, необходимой для усвоения материала по учебной дисциплине «Экспериментальная психология».

В соответствии с исходной целью формулируются следующие задачи :

  1. Обсудить основные методологические принципы, на которых строятся исследования в области психологии личности.
  2. Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности.
  3. Провести анализ современных теорий личности
  4. Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.

2. Структура курса

Программа учебной дисциплины «Психология личности» состоит из трех разделов:

«Методология, теория, эксперимент»,

«Современные теории личности»,

«Актуальные вопросы психологии личности».

В программе:

  • отражены основные методологические принципы и проблемы психологии личности,
  • представлены основные подходы к пониманию психологической теории и теории личности,
  • прослежены логические и исторические связи между теориями в рамках одной научной парадигмы,
  • рассматриваются современные психоаналитические и социально-когнитивные теории, а также теории научения, гуманистические концепции, теория личности как субъекта деятельности и жизнедеятельности.

Кроме того, обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные представления и представления личности о себе в их современной интерпретации. Дается представление о методах исследования личности.

3. Целевая аудитория курса

Программа предназначена для студентов всех форм обучения, но прежде всего дистанционной, а также аспирантов психологических факультетов. По нашему мнению, учебно-методический комплекс может быть полезен и для преподавателей общей психологии и психологии личности.

4. Организационно-методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы — потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению.

Практическая реализация полученных теоретических знаний может быть осуществлена в ходе выполнения курсовых и дипломных работ, в процессе обучения «Основам психологического консультирования», «Основам психотерапии», а также в индивидуальной работе с клиентами.

Кроме использования учебно-методического комплекса в электронной версии для оптимальной организации процесса обучения могут использоваться две формы аудиторной работы: лекционная и дискуссионная. Лекционная форма работы проводится традиционными методами, а дискуссионная строится на усвоении лекционного материала и проведении самостоятельной работы с литературой с последующим кратким обсуждением вопросов на занятии. Дискуссионная форма аудиторной работы учитывает активное участие преподавателя, который по высказываниям выступающих, формулирует разные точки зрения на искомую проблему, предлагает студентам обосновать их, и по возможности найти общее решение вопроса.

5. Организация работы с учебно-методическим комплексом

Для организации полноценного учебного процесса необходимо обеспечить учащемуся возможность доступа к электронному учебнику в любое удобное для него время.

Курс рассчитан, прежде всего, как дистанционный — учащемуся потребуется компьютер с выходом в Интернет и(или) CD-ROM приводом. Программа автономна, требует использования минимальных аппаратных возможностей компьютера. Все возникающие вопросы аппаратной совместимости и минимальные требования к компьютерной среде обсуждаются в технической инструкции к пользованию CD варианта или Интернет версии. Мы настоятельно рекомендуем работать именно «с экраном» (!), в противном случае будет потеряна возможность использования интерактивных элементов учебника (в частности гиперссылочной структуры), что приведет к существенному снижению эффективности обучения.

Минимальный объем времени, необходимый для такого обучения, составляет по нашим оценкам от 40 до 150 ч. За один сеанс за работой с электронным учебником рекомендуется проводить не более 1.5-2.0 часов.

Общий принцип работы прост — это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления психологии личности. После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы — более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных проблем психологии личности.

Работа с комплексом материалов «Психология личности» должна строиться по стратегии последовательного овладения темами курса (не предполагается переход к следующим темам, минуя предыдущие).

В ходе первого прочтения той или иной темы мы рекомендуем пропускать гиперссылки на корпус хрестоматийных материалов. Такое более углубленное изучение лучше начинать при еще одном (втором) последовательном прочтении текста тем (см. ниже).

После прохождения всех параграфов (пунктов) данной темы и ее повторного прочтения можно переходить к работе с тренировочными и тестовыми упражнениями, а также к прочим вопросам для самоконтроля и проверки усвоенных знаний (три этапа такой проверки уже были описаны).

Наконец, на заключительном этапе учащемуся предлагается выбрать тему для реферата и курсовой (дипломной) работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ