CqQRcNeHAv

Место и роль психологии в системе наук о человеке

Место и роль психологии в системе наук о человеке.

Место и роль психологии в системе наук о человекеВ комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.

В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.

В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также из поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и налравлений: общая, дифференциальная и генетическая психофизиология.

В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям. Которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.

В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках — возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют сушественное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.

В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название "эргономика". Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем "человек-техника-среда".

Современная психология представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границе многих наук. Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.

Классификационная схема Б.М.Кедрова представляет собой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, психология расположена в самом центре треугольника. Эта общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трех главных разделов научного знания: естественных, социальных и философских наук. Каждый из главных разделов представляет целую группу наук.

Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны.

Слева на этой схеме представлены объекты, справа — науки. К объектам относятся природа (неорганическая и органическая) и человек.

На схеме жирными линиями обозначены связи первого порядка (между тремя главными разделами наук). Пунктирными линиями обозначены связи второго порядка – между науками, которые располагаютсяна стыке главных, но не входят целиком ни в одну из них.

Психологию Кедров выделяет как самостоятельную науку, изучающую психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны. Но еще теснее ее связь с логикой — частью философии.

Таким образом, с выдвижением человека в центр современной науки, существенно изменяется и положение психологии в общей системе научного познания. Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук.

Психология объединяет биологические и социальные науки:

1. По понятийному аппарату происходит из философии

2. Методы использует из естественных наук

3. Задачи решает социально-педагогические

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

В общественных науках: потребность в психологии возникает при решении конкретных задач. Любая практическая рекомендация реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться зависит от психологических особенностей этих людей.

Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, политической и юридической науками приводят к постановке психологических проблем. Особое значение приобретают психологические факторы когда от общих законов исследователь переходит к специальным, от глобальных проблем — к частным.

Историческая, экономическая, этническая, юридическая, социальная, политическая ψ, психолингвистика и ψ искусств.

В естественных науках: изучение процесса биологической эволюции требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики.

Зоопсихология, сравнительная, общая, дифференциальная ψ и генетическая психофизиология.

В медицинских науках: многие заболевания могут возникать и протекать по-разному в зависимости от психологических особенностей больного. Психологические свойства могут выступать и в качестве фактора сопротивления болезни, фактора, обеспечивающего устойчивость к ней. Некоторые психические состояния сами могут быть причиной болезней – психосоматических.

Необходимо также изучать воздействие фармакологических веществ на психику как больного, в том числе и психического, и здорового человека.

Психофармакология, психотерапия, патопсихология, медицинская ψ нейропсихология.

В педагогических науках: цель воспитания – наиболее полное раскрытие способностей человека и формирование личности, соответствующей требованиям общества. Поэтому необходимо изучение процесса формирования личности: ее направленности, способностей, мировоззрения, творческого потенциала.

Для оптимизации обучение необходимо знание о закономерностях психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Педагогическая, возрастная, детская, специальная ψ.

В технических науках: потребность в психологии испытывают те науки, которые связаны с разработкой систем управления, созданием роботов, систем коммуникации и средств отображения информации.

Психологические знания позволяют определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами, а иногда могут служить и основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые психические процессы и функции.

Инженерная ψ, эргономика.

Место и роль психологии в системе наук о человеке

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ