CqQRcNeHAv

Литературное чтение. Тема: Сказка мудростью богата. Долганская сказка — Как появились разные народы?

Литературное чтение. Тема: "Сказка мудростью богата". Долганская сказка "Как появились разные народы?"

Литературное чтение. Тема: Сказка мудростью богата. Долганская сказка - Как появились разные народы?Литературное чтение. Тема: Сказка мудростью богата. Долганская сказка - Как появились разные народы?Цель урока: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

2. Развивающие:

  • развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала;
  • продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;
  • развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

3. Воспитательные:

  • развивать коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано обосновывать свои ответы, уместно используя литературные понятия;
  • воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Оборудование:

  • компьютер, наглядный материал в презентации на слайдах (Приложение );
  • карточки с заданиями для групп;
  • карточки с кроссвордом для работы в парах;
  • карточки с заданиями для самостоятельной работы;
  • плакат с изображением яблони;
  • по одному яблоку красного, зеленого, желтого цвета у каждого ребенка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

II. Актуализация опорных знаний

Эпиграфом нашего урока является пословица: «Сказка мудростью богата».

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)

- Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? (Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.)

- Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? (Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.)

- Сегодня урок – исследование. Что значит научиться исследовать? (Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.)

III. Проверка домашнего задания

- Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Мудрая девушка» киргизского народа.)

- Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы разводили скот и пасли его.)

- К какому виду относится данная сказка? Почему? (Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная поучительная история, взятая из жизни.)

- Кто герои сказки?

- Дайте по плану характеристику главных героев. Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики Болотбека.

Пересказывают по плану.

- Что ценит киргизский народ в людях?

Ученики работают в парах, заполняют клетки кроссворда и узнают, что ценит киргизский народ в людях. Кроссворд дан на карточках.

Карточка.

Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.

  1. Как киргизский народ называет телегу? (Арба.)
  2. В сказке старейшины – это … (аксакалы) .
  3. Какая птица была другом Сарыбаю? (Сокол.)
  4. Профессия Болотбека до выборов в ханы? (Пастух.)
  5. «Какое расстояние между востоком и западом?» (День.)
  6. Сколько загадок отгадала жена хана? (Три.)
  7. Как звали девушку, отгадавшую загадки? (Даанышман.)
  8. Как правил Болотбек ханством? (Мудро.)

Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.

- Чему учит нас эта сказка? (Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.)

IV. Постановка проблемы. Цель урока.

- Прочтите тему урока. (Долганская сказка «Как появились разные народы».)

- Сказки, какого раздела мы читали. («Сказка мудростью богата».)

- Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)

- Как решить эту проблему? (Прочитать сказку.)

- Если проблема ясна – в путь.

V. «Открытие».

- Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке вопрос.)

- Кто пытается ответить на этот вопрос? (Долгане.)

- Только ли долган интересовал этот вопрос? Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации? (Живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.)

Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.

Долганы являются самым северным малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.

Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.

Основа долганской пищи – рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.

Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»).

Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью.

У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.

- Кто еще изображен? (Птицы.)

- Если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели? Что же произойдет в сказке?

Знакомство со сказкой.

Чтение детьми.

- Наши прогнозы были верными?

VI. Исследование. Работа в группах

Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться.

  1. Главные герои сказки.
  2. Работа с текстом.
  3. Сказка мудростью богата.

Задания для групп.

1 группа. Сказка мудростью богата.

  1. Какой мудростью богата эта сказка?
  2. Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
  3. Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа. Главные герои сказки.

Задание: из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини.

3 группа. Работа с текстом.

  1. Почему это произведение – сказка? Что по вашему в ней реально, а что вымышлено?
  2. Зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку?

Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.

Подведение итога исследования.

- Вспомните, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)

- Выполняя задания, мы ее достигли?

- Почему сказки «Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе? (Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость высмеивается.)

VII. Самостоятельная работа.

- Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.

Разноуровневые задания (по степени сложности).

1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке?

2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы?» – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.)

3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:

Проверка работы: обсуждение и высказывание мнений.

VIII. Выступление ученика с отрывком из проектной работы «Такие разные страны, такие разные нравы»

IX. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.

X. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню: у каждого по три яблочка – желтое, красное, зеленое.

Желтое – Мне было на уроке легко.

Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился.

Красное – Мне было трудно, необходима помощь.

- Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.

Литературное чтение. Тема: Сказка мудростью богата. Долганская сказка - Как появились разные народы?

Литературное чтение. Тема: Сказка мудростью богата. Долганская сказка - Как появились разные народы?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ